Найти тему
Фильманьяк

Хэллоуин (1978) - дыхание тьмы, поделившее жанр ужаса на до и после

Вы готовы дети? Выключите везде свет и оденьте наушники. Ближайшие полтора часа вас ждёт незабываемое зрелище, от которого невозможно оторваться.
Вы готовы дети? Выключите везде свет и оденьте наушники. Ближайшие полтора часа вас ждёт незабываемое зрелище, от которого невозможно оторваться.
Хэддонфилд, штат Иллинойс. Небольшой городок потрясён необычной трагедией. В ночь на Хэллоуин шестилетний мальчик по имени Майкл Майерс убил собственную сестру, после чего словно впал в ступор. Пятнадцать лет спустя жители Хэддонфилда готовятся праздновать очередной Хэллоуин. Никто и понятия не имеет, что в местный «дом с привидениями» скоро вернётся его обитатель, который все эти годы был взаперти в психиатрической лечебницы, выжидая удобный момент, чтобы сбежать...
Леонардо ДиКаприо постоянно спрашивают, почему Роза не подвинулась? Джейми Ли Кёртис постоянно спрашивают - зачем ты бросила нож?
Леонардо ДиКаприо постоянно спрашивают, почему Роза не подвинулась? Джейми Ли Кёртис постоянно спрашивают - зачем ты бросила нож?

70-ые ознаменовались буйным ростом жанрового кино, когда кодекс Хейса ушёл в прошлое и стало можно всё. С маленькой оговорочкой - всё, что приносит деньги. С этой целью, разумеется, приходилось держать нос по ветру, дабы понять, на чём можно было бы заработать в это время. Ирвин Ябланс, начинающий продюсер, как раз искал материал, с которого можно было бы за малые деньги снять свой фильм. И нашёл в итоге источник вдохновения в канадском фильме «Чёрное Рождество».

Это не то кино, в котором нужно взывать к логике. Иначе можно найти миллион поводов. Ибо, как гласит пословица, докопаться можно даже до столба.
Это не то кино, в котором нужно взывать к логике. Иначе можно найти миллион поводов. Ибо, как гласит пословица, докопаться можно даже до столба.

Ябланс незамедлительно обратился к режиссёру Джону Карпентеру с идеей снять фильм ужасов про «убийцу нянечек». Карпентер казался Яблансу идеальным кандидатом. Он как раз только что выпустил «Нападение на 13-ый участок», организацией проката которого занималась компания Ябланса. Фильм был снят за три недели за всего за сто тысяч долларов. Смехотворная сумма даже по меркам 70-ых.

К примеру внушительная сцена в начале, когда все в кадре застывают, будто в театре.
К примеру внушительная сцена в начале, когда все в кадре застывают, будто в театре.

Карпентер согласился, выдвинув определённый требования: гонорар, бюджет и полный творческий контроль. Запрашиваемая сумма в 300 тысяч определённо не была чем-то запредельным. Но люди, не слышавшие про «Чёрное Рождество» и его успех, отказывались спонсировать проект с такой концепцией. Положение спас Мустафа Аккад, ученик Сэма Пекинпы, у которого нашлись «лишние» деньги с последнего крупнобюджетного проекта.

Схожие претензии можно предъявить и доктору Лумису, который большую часть фильма - просто стоит у дома Майерсов, надеясь подкараулить Майкла. При том, что самого доктора подкараулить - легче лёгкого, что и делает шериф Брекетт.
Схожие претензии можно предъявить и доктору Лумису, который большую часть фильма - просто стоит у дома Майерсов, надеясь подкараулить Майкла. При том, что самого доктора подкараулить - легче лёгкого, что и делает шериф Брекетт.

Тем временем Карпентеру удалось посмотреть «Чёрное Рождество». Идея Ябланса казалась ему до такой степени вторичной, что он лично у режиссёра «Рождества» Боба Кларка спросил позволения снять идейный «сиквел». Кларк, к тому моменту снявший уже 4 ужастика, и пытавшийся выбиться в более крупнобюджетные жанры, дал Карпентеру добро.

Карпентер очень любит в своих фильмах дать несколько сцен, в которых ракурс будет таков, что непременно будешь ожидать подвоха на заднем плане.
Карпентер очень любит в своих фильмах дать несколько сцен, в которых ракурс будет таков, что непременно будешь ожидать подвоха на заднем плане.

Запрашиваемый Карпентером бюджет всё равно оказался маленьким. Ввиду чего съёмочная группа бегала с мешками раскрашенных листьев, раскидывая их и собирая вновь и вновь, дабы имитировать осень. Актёры ходили в собственной одежде, а антагониста играли те, кто был для этого доступен в тот или иной съёмочный день. В основном это оказался Ник Касл, друг Карпентера, который изначально пришёл на площадку просто ради того, чтобы посмотреть, как снимают кино.

К слову о претензиях на жестокость. Насилие в «Хэллоуине» - довольно постановочное, можно сказать, старомодное, что насмотренный глаз легко приметит. Пугает фильм совсем другим.
К слову о претензиях на жестокость. Насилие в «Хэллоуине» - довольно постановочное, можно сказать, старомодное, что насмотренный глаз легко приметит. Пугает фильм совсем другим.

Фильм стартовал в прокате без какого-либо ажиотажа. Однако сарафанное радио приобрело эффект снежного кома. Когда же на него обратили внимание влиятельные критики – вот тут-то и появилась нехилая бесплатная рекламная кампания. Фильм многократно окупил свой бюджет. Мустафа Аккад с большой неохотой предоставил средства на производство «Хэллоуина». Остаток жизни он будет без малейшего сомнения выделять бюджеты на все сиквелы.

Лори замечает Майкла на заднем дворе. Она даже не отводит глаз, а тот уже исчез. Не убежал, не зашёл за куст - а именно исчез прямо на глазах. А теперь спроецируйте это на все остальные эпизоды таинственных появлений Майкла - и фильм предстаёт уже в совершенно ином свете.
Лори замечает Майкла на заднем дворе. Она даже не отводит глаз, а тот уже исчез. Не убежал, не зашёл за куст - а именно исчез прямо на глазах. А теперь спроецируйте это на все остальные эпизоды таинственных появлений Майкла - и фильм предстаёт уже в совершенно ином свете.

Так чем же обусловлен такой бешеный успех в прокате этого простого по задумке фильма, при просмотре которого в каждом сюжетном повороте мы узнаём типичные карты, которые разыгрываются в любом слэшере? Как раз в простоте и кроется та сила, благодаря которой это кино оказывается концептуально привлекательным.

Так начиналось очень много фильмов, в которых с женщинами потом делали плохие вещи.
Так начиналось очень много фильмов, в которых с женщинами потом делали плохие вещи.

Когда Ябланс предоставлял Карпентеру творческий контроль, у него было только одно пожелание. Меньше крови. Задумка фильма про «убийцу нянечек» могла выйти боком. Поскольку несмотря на рухнувший «занавес» в виде кодекса Хейса, появилась рейтинговая система, накладывающая определённые ограничения на выпуск фильмов с элементами, не предназначенными для неокрепших юных душ. «Поэтому – никакого «Кровавого залива» - сказал Ябланс. Для непосвящённых – «Кровавый залив» - итальянский слэшер режиссёра Марио Бава, знаменитый в первую очередь креативностью изображения убийств.

Художник фильма Томми Ли Уоллес, позже ставший режиссёром, всё-таки сделал гениальное решение, немного обезобразив самодовольную физиономию Уильяма Шетнера.
Художник фильма Томми Ли Уоллес, позже ставший режиссёром, всё-таки сделал гениальное решение, немного обезобразив самодовольную физиономию Уильяма Шетнера.

Карпентер и сам желал отделаться «малой кровью», помня заветы Альфреда Хичкока: страшно не то, что в кадре, а то что за кадром. И взял за ориентир чёрно-белый шедевр маэстро «Психо», который был снят минимальными средствами. В условиях ограниченного бюджета «Хэллоуина» это явно был лучший образец для подражания.

Спустя годы Уильям Шетнер узнал, что знаменитый маньяк носит его лицо - и решил судиться с продюсерами франшизы. Капитан Кирк получил отступные во внесудебном порядке, хотя на самом деле можно было судиться. Поскольку никаких авторских прав на эту маску у Шетнера нет.
Спустя годы Уильям Шетнер узнал, что знаменитый маньяк носит его лицо - и решил судиться с продюсерами франшизы. Капитан Кирк получил отступные во внесудебном порядке, хотя на самом деле можно было судиться. Поскольку никаких авторских прав на эту маску у Шетнера нет.

Что же сделал Карпентер? Подобно Бернарду Херрманну он со вступительных титров начинает расшатывать нервы зрителя, непривычным ритмом намекая, что что-то ужасное приближается. Камера от лица убийцы смотрит через глазницы маски, словно Норман Бейтс через стенку. Но карпентеровский «герой» - не Норман Бейтс. Режиссёр с самого начала отвергает все попытки найти рациональное объяснение действиям Майкла.

Малый бюджет фильма позволил Карпентеру пригласить только одного актёра звёздного калибра. Питер Кушинг и Кристофер Ли, культовые фигуры фильмов ужасов, отказались. Когда Кристофер Ли в 80-ых лично встретился с Карпентером, то сказал, что отказ от роли доктора Лумиса был самой большой ошибкой в его карьере.
Малый бюджет фильма позволил Карпентеру пригласить только одного актёра звёздного калибра. Питер Кушинг и Кристофер Ли, культовые фигуры фильмов ужасов, отказались. Когда Кристофер Ли в 80-ых лично встретился с Карпентером, то сказал, что отказ от роли доктора Лумиса был самой большой ошибкой в его карьере.

Лишается рациональной формы существования сама личность убийцы. Лумис отказывается называть того существительными местоимениями. Это, как бы абсурдно и пафосно не звучало – чистое зло. Оно существует повсюду, словно витая в воздухе, и одновременно находит материальное воплощение в некой «фигуре». А именно так в финальных титрах и обозначен убийца – Shape – форма, фигура, облик.

Многие отрицательно отзываются о решении снять с Майкла маску. На самом деле это наоборот удачный ход со стороны Карпентера. Словно последнее издевательство над зрителем, который всё ещё надеется, что у ужаса всё-таки есть реальное лицо
Многие отрицательно отзываются о решении снять с Майкла маску. На самом деле это наоборот удачный ход со стороны Карпентера. Словно последнее издевательство над зрителем, который всё ещё надеется, что у ужаса всё-таки есть реальное лицо

Ключевой эпизод этого фильма – момент, когда Лори на уроке литературы. Возможно, не всякий зритель обратит внимание на фоновую лекцию учителя. Но именно этот персонаж, не появляющийся в кадре, как бы мимоходом озвучивает самую суть. Фанаты усиленно пытались отыскать автора строк, однако фамилии вымышленные. Режиссёр вложил в уста совершенно постороннего персонажа главную мысль.

Впервые сталкиваясь с собственным «злым роком», Лори словно не отвечает на вопрос учителя, а озвучивает свои впечатления от этого.
Впервые сталкиваясь с собственным «злым роком», Лори словно не отвечает на вопрос учителя, а озвучивает свои впечатления от этого.

Идёт размышление о судьбе, о её неотвратимости. Как вещает учитель – судьба – вещь конкретная, осязаемая, человек просто никак не может её игнорировать. Примечательно, что именно в этот самый момент Лори впервые видит через окно на другой стороне улицы Майкла. На вопрос учителя Лори отвечает, что судьба так же естественна, как стихия. После чего снова смотрит в окно, но Майкла уже нет.

Лори весь фильм убеждает детей, что Бугимена - он же Бука - не существует. Личная конфронтация с ним пошатнёт её убеждения.
Лори весь фильм убеждает детей, что Бугимена - он же Бука - не существует. Личная конфронтация с ним пошатнёт её убеждения.

И вот с этого момента режиссёр цепко хватает зрителя за горло и не отпускает до самых финальных титров. Зловещая фигура появляется в кадре без какого-либо скримера, так же тихо исчезает, но всё в этом фильме работает на постоянное ощущение присутствия.

Сугубо личное мнение, но наиболее страшный эпизод - когда Лори убегает от Майкла, крича о помощи. Но на дворе Хэллоуин - и никто не обращает внимание на подобные «шутки»
Сугубо личное мнение, но наиболее страшный эпизод - когда Лори убегает от Майкла, крича о помощи. Но на дворе Хэллоуин - и никто не обращает внимание на подобные «шутки»

Помните, как Хичкок рассказывал о принципе работы саспенса? Четверо парней сидят за столом и пять минут обсуждают бейсбол. Невыносимо скучно. А теперь: та же сцена, в начале камера опускается и мы видим, что под столом – бомба. Всё те же разговоры про бейсбол. Ближайшие пять минут скучно точно не будет.

Особо издевательски со стороны режиссёра выглядит сцена, в которой он вообще не пытается напугать зрителя. Но ему это удаётся даже тут.
Особо издевательски со стороны режиссёра выглядит сцена, в которой он вообще не пытается напугать зрителя. Но ему это удаётся даже тут.

Знаменитый кинокритик Джин Сискел весьма точно описал, как Карпентер пугает зрителя. Сперва он держит напряжение, когда кадр постоянно напоминает о присутствии убийцы. После чего внезапно, но совершенно незаметно для зрителя, это напряжение спадает, словно вас перестают сильно сжимать за руку. После чего режиссёр резко впивается в вашу руку иглами. Подобная игра на нервах зрителя производила очень сильный эффект в кинотеатрах в 1978 году.

Возвращаясь к теме важности маски Майкла. Немаловажно, что своё первое убийство он совершает именно в маске. На экране маска становится своеобразным инструментом идентификации зла, обретения его материальной формы.
Возвращаясь к теме важности маски Майкла. Немаловажно, что своё первое убийство он совершает именно в маске. На экране маска становится своеобразным инструментом идентификации зла, обретения его материальной формы.

«Хэллоуин» в итоге стал далеко не просто фильмом про «убийцу нянечек». Это довольно лаконичное и законченное по форме произведение, в котором некий зловещий рок неотступно движется, нещадно сметая всех на своём пути. Более того, когда в финале доктор Лумис реагирует так, словно ожидал подобного исхода, создаётся впечатление, будто повествование закольцовано.

К своему небольшому гонорару в виде 10 000 долларов Карпентер так же присовокупил 10% от прибыли, что принесёт фильм. Вот вам и гайд, как заработать первый миллион.
К своему небольшому гонорару в виде 10 000 долларов Карпентер так же присовокупил 10% от прибыли, что принесёт фильм. Вот вам и гайд, как заработать первый миллион.

Повальная мода на слэшеры, захлестнувшая экраны после триумфального коммерческого успеха, только подтвердила уникальность «Хэллоуина». Что было дальше? Авторы всяческих опусов, в том числе и многочисленных продолжений фильма Карпентера, не могли воспроизвести мистическую атмосферу фильма, да и все попытки развивать концепцию оказались обречены на провал.

А ведь на «роль» маски рассматривались и другие претенденты, помимо Капитана Кирка. Например - президент Никсон.
А ведь на «роль» маски рассматривались и другие претенденты, помимо Капитана Кирка. Например - президент Никсон.

Мистический компонент находил дурацкое развитие в форме культов, проклятий - и как правило сводился к ещё сотне способов попробовать убить Майкла. А пытаясь удариться в рационализм, мгновенно терялся баланс, лишающий злодея всякой убедительности. Простейший пример – ремейк Роба Зомби. Автор превратил Майкла в порождение нелюбви – но при этом его мстительный герой внешне оказывается похожим на Джейсона. И уж тем более его неубиваемость плохо соотносится с детскими травмами.

Режиссёр лично написал музыку. Что характерно, когда шли просмотры первого отснятого материала, без музыки - мало кто счёл увиденное страшным.
Режиссёр лично написал музыку. Что характерно, когда шли просмотры первого отснятого материала, без музыки - мало кто счёл увиденное страшным.

Карпентер честно признавался, что собирал атмосферу страха в фильме из двух составляющих. Постоянный эффект саспенса за счёт видимого и невидимого присутствия зла в кадре. И всевозможные трюки как из «комнаты страха», коими раньше пугали в кино. Возможно именно подобное «аккумулирование» опыта кинематографистов прошлого позволило создать уникальную по своей тревожности атмосферу фильма.

Ввиду малых средств приходилось работать в условиях естественного освещения. В своих будущих фильмах Карпентер уже специально будет прибегать к этому методу. Ибо «тьма - твой друг и союзник» - как говорил Бэйн.
Ввиду малых средств приходилось работать в условиях естественного освещения. В своих будущих фильмах Карпентер уже специально будет прибегать к этому методу. Ибо «тьма - твой друг и союзник» - как говорил Бэйн.

Нынешнее поколение, воспитанное «Пилами» да «Астралами», в первую очередь винит оригинальный «Хэллоуин» за почтенный возраст. Но - если ненадолго отбросить попытки разбирать его сюжет с точки зрения логики, и просто сразу поверить доктору Лумису, который весь фильм пытается донести до окружающих (и до зрителя) - что Майкл - не человек, а зло в его чистейшем виде - тогда готовьтесь к ночным кошмарам.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.