В настоящее время про троллейбусы СВАРЗ МТБЭС (ТБЭС) написано много противоречивой информации. Например: ТБЭС и МТБЭС выпускались в 1955—1957 и 1958—1964 годах соответственно в количестве 18 и 524 шт.
Или: В конце 1958 года в городе насчитывалось 18 "чистых" ТБЭС и 26 "переходных" МТБЭС. В процессе производства МТБЭСы постоянно меняли свой внешний облик и все менее были похожи на своего родителя. Так, в троллейбусах 1958 года изменилась конструкция кузова: боковое остекление крыши кузова стало меньше, уменьшились также боковые и задние окна пассажирского салона, двери стали трехстворчатыми, маршрутный фонарь стал больше и с подсветкой. В троллейбусах 1959 года лобовое стекло стало состоять из четырех фрагментов, с передка исчезла эмблема ВСХВ и вместо нее появилась надпись СВАРЗ. В троллейбусах с 1960 года фары с переднего бампера перекочевали на кузов
Давайте попробуем разобраться во всем многообразии написанного.
Троллейбус ТБЭС был создан по заданию Мосгорисполкома и Трамвайно-троллейбусного управления. Обратимся к архивным документам:
Распоряжение Мосгорисполкома №1252 от 06 июня 1955 г.* «О постройке опытных троллейбусов со специальными кузовами для обслуживания посетителей ВСХВ»:
...
1) утвердить техническое задание, представленное ТТУМ, и эскиз оформления троллейбуса согласно приложению 1;
2) изготовить два опытных троллейбуса для обслуживания ВСХВ со сдачей в эксплуатацию: образец № 1 – к 15 июля, образец № 2 – к 15 августа.
Приложение 1 «Техническое задание…»…
*ЦГАМ, ф.Р-404, оп. 1, №328, л. 54-57
В серийных троллейбусах 1956 года остекление створок дверей сделали большей площади. Все остальные внешние параметры остались прежними.
Начиная с заводского номера 17 (зачислен на инвентарь Московского троллейбуса 15 декабря 1956 года), на эмблеме на передке надпись «ВСХВ» заменена на надпись «МОСКВА».
Таким образом замена надписи «ВСХВ» на надпись «МОСКВА» произошла уже в 1956 году, начиная с машины №17.
Согласно архивных документов на инвентарь Мостроллейбуса 15 декабря 1956 года зачислено шесть троллейбусов СВАРЗ, заводские номера 15-20, инвентарные московские – №№415-420. Таким образом, по состоянию на 31.12.1956 г. в Москве было уже 20 троллейбусов: два опытных, 1955 г.в. и 18 серийных, 1956 г.в.
То есть, ранних троллейбусов было не 18, а 20.
Здесь сразу хочу сделать важное отступление. Все троллейбусы выпуска 1956 года в документах ТТУМ назывались «МТБЭ-С». Первое раз название «МТБЭ-С» прозвучало в приказе начальника Трамвайно-троллейбусного управления Мосгорисполкома №90 от 29 мая 1956 года. Именем «МТБЭ-С» этим приказом были названы первые серийные машины 1956 года постройки — 403, 404 и 405. В дальнейшем название «МТБЭ-С» применялось в приказах ТТУМ в течение всего 1956 года для всех машин, поступающих в город. В некоторых документах машины 1956 года выпуска именовались «МТБЭ-С56». В дальнейшем и до конца серийного выпуска троллейбус именовался МТБЭ-С. Таким образом, название ТБЭ-С официально применялось только для первых двух троллейбусов типа 1955 года постройки. Впрочем, в ряде парковых документов встречались названия: ТБЭ-С, ТБЭС, МТБЭС. При этом от типа троллейбуса и года его выпуска название в те годы не зависело.
Троллейбусы 1957 года выпуска имели конструктивные изменения по сравнению с ранее выпущенными экземплярами. Среди них:
- установка зимних рам, закрытых верхних световых проемов, установка закрытых кабин водителя;
- установка печей отопления в салоне (ранее выпущенные троллейбусы не имели отопления так как линия на ВСХВ эксплуатировалась только в теплое время года), обогрев места водителя и кондуктора;
- установка безосоколочных силикатных стекол в лобовые и задние окна, а также перегородку водителя, таких же стекол и на скаты крыши, но с кремово-желтым оттенком)*
*ЦГАМ, ф.Р-404, оп.1, д.425, л.44-45.
Измененные троллейбусы в документах именовали МТБЭ-С57. Но внешне они не отличались от машин, выпущенных в 1956 году.
Троллейбусы, выпущенные в 1958, тоже внешне не отличались от их собратьев, выпущенных в 1956 и 1957 годах.
Поэтому, утверждение о том, что в 1958 году кузов троллейбуса претерпел существенные изменения, не соответствует действительности.
Но и в 1959 году троллейбусы СВАРЗ выпускались в том же виде, что и ранее! За исключением лобового стекла, которое из стало четырехсоставным. Правда, по какой-то причине на некоторые машины продолжали ставить лобовые стекла старого образца.
Далее в конструкцию кузовов троллейбусов СВАРЗ внесли изменения. Наиболее значительные из них были следующими:
- удлинился кузов вновь выпускаемых троллейбусов на 150-200 мм для увеличения кабины водителя и дополнительной установке с правой стороны одноместного сиденья;
- сделана перегородка места кондуктора от задней входной двери и сделать поручень;
- изменена конструкция входных и выходных дверей;
- боковые окна сделаны несъемными и открывающимися на 25-30% площади окна;
- уменьшена световая часть потолка;
- с задней стенки убрано зеркало, замененное декоративной отделкой.*
*ЦГАМ ф.Р-404, оп.1, д.584 л.296-298
Начиная с московского инвентарного №510, поступившего в ФАТП с завода 5 июля 1960 года, конструкция кузова троллейбуса существенно изменена. Удлинен кузов, конструкция входных дверей из двухстворчатых стала трехстворчатой, изменена конструкция боковых окон пассажирского салона: теперь они были выполнены из сталинита с форточками, открывающимися на 25% площади окна; площадь остекления скатов крыши уменьшена чтобы усилить кузов. Остекление задней стенки кузова стало меньшей площади. На передке появился стеклянный трехсоставной маршрутоуказатель, а вместо массивной эмблемы с литым памятником В. Мухиной «Рабочий и колхозница» и надписью «МОСКВА» над ней, появилась лаконичная штампованная, никелированная эмблема завода-изготовителя.
В 1961 году внешний вид троллейбусов МТБЭ С ещё немного изменился. Теперь лобовые стекла стали только четырехсоставными. Изменился угол наклона лобовой стекла и первой створки передней двери. Фары с переднего бампера перекочевали на лобовую стенку кузова.
Начиная с июля 1962 года колесные фартуки у троллейбусов МТБЭ С с кометообразных стали арочного типа. Это было последнее внешнее изменение.
Ранние модификации троллейбусов СВАРЗ при прохождении капитальных ремонтов принимали облик более современных машин.
Спасибо за внимание.