В добычной лаве я работал на передовом участке. Лукавить не буду – помог отец. Хотя впоследствии мне пришлось уйти на другую шахту – юный был, горячий, жутко разругался с парторгом, при этом начальник участка предпочёл остаться в стороне от нашего конфликта. Впрочем, это уже совсем другая история.
Итак, я – молодой ГРОЗ (горнорабочий очистного забоя), набираюсь опыта, прошёл всю специфику работы в лаве – петля кабелеукладчика, сопряжения нижнее и верхнее, передвижка секций крепи, также был на доставке. Единственное, что мне не было доверено – это комбайн. Оно и понятно – без корочек МГВМ (машинист горновыемочных машин) к ручкам управления комбайном подходить запрещено. Это де-юре, а де-факто в случае надобности у нас и ГРОЗы уголёк рубали.
Признаюсь честно, к добычному комбайну не подходил, а на проходческом работал. Ну да ладно, это всё лирика, ближе к делу.
На другом добычном участке в лаве случился завал. Там заехали в нарушение, кровля вообще не стояла. Секции задвигали практически над комбайном сразу же за шнеком, чтобы хоть как-то удержать кровлю. Но... не удержали и порода вывалилась по всей длине лавы. А это 100 метров!
Лавный привод (конвейер) намертво встал, передние гидростойки механизированного комплекса КМ-81 завалены кусками породы. В общем, лава надолго встала, план на участке сорван, на грани срыва план по углю и в целом по шахте. Директор решает набрать людей с других участков и отправить их на помощь для разбора завала.
Набирали из молодых рабочих, потому что другим участкам уголь надо давать и план никто не отменял. Даже наоборот – требовалось увеличить добычу, чтобы частично компенсировать простой лавы.
В числе других ГРОЗов меня отправили на расчистку завала. В первую смену было интересно – такой каменоломни я в жизни никогда не видел! Рабочий инструмент – кувалда, лопатой там делать нечего. Расколешь «чемодан» и ищешь место куда бы куски поскидать. В завал не закинешь – мешает задняя шторка на секции, на конвейере не оставишь – у него не хватает мощей сдвинуть цепь с места от сверхперегруза. Ладно, если вставка на турбомуфте выплавится – это не критично, а если порвётся цепь на нижней ветке – тогда хлопот ещё прибавится.
Породу кидали между стоек секций. А больше попросту некуда! Решили так – сначала расчистить конвейер, запустить его и уже из секций обратно перекидывать на него породу. В общем, «пернато-долбящий птиц» во всей своей красе, а иначе никак.
Идти вторую смену на разбор завала уже не было желания, третью смену шёл без настроения, до выходного доработал скрипя зубами. После выходного меня помощник опять отправляет на завал, я категорически отказываюсь. Помощник смотрит на меня волком:
– Тебе наряд – разбирать завал.
Я упёрся и ни в какую:
– Завал не в нашей лаве. Одну четырёхсменку отработал, с меня хватит.
Помощник стучит кулаком по столу:
– Отработал и ещё пойдёшь. Я тебя отправляю на завал.
Я откровенно ему съязвил:
– Лучше отправь меня на кондитерскую фабрику пряники перебирать. А сегодня я пойду в свою лаву.
Помощник грозится:
– Если не пойдёшь на завал, прогул тебе поставлю.
Я возражаю:
– Не поставишь – у тебя оснований нет.
Помощник сверкнул очами:
– Как это нет? Вот, наряд тебе!
Я смеюсь:
– Наряд куда? На другой участок? Там есть своё начальство и свои рабочие.
Помощник не унимается:
– Они не справляются, ты идёшь им в помощь.
Я ему напоминаю:
– Для этого должен быть Приказ. Он есть? Нет.
Помощник обещает:
– Будет тебе Приказ.
Мне ничего не оставалось, как согласиться:
– Вот когда будет, тогда и поговорим. А сегодня иду в свою лаву.
В общем, на другой участок я не пошёл, мне работа была и у себя.
Приказ был готов через три дня – в последний день очередной четырёхсменки. Помощник с ехидной ухмылкой даёт его мне:
– Бери ручку, расписывайся. За прошлые дни тебе прогулы и на автомате «две горбатых» (по старому КзОТу статья 33 часть 4 – увольнение за прогулы).
Читаю Приказ и вижу – он составлен задним числом! Якобы я переведён на другой участок ещё три дня назад. Усмехнулся, взял ручку и внизу написал – Приказ недействителен из-за несоответствия даты. Ставлю текущее число и время, расписываюсь и сажусь обратно на место среди своих товарищей. Помощник вытаращил глаза:
– Умный что-ли?
Я усмехнулся:
– Ну уж какой есть!
На другом участке я больше не был. Позже помощник жаловался отцу:
– Вот же гад, своим каллиграфическим почерком число поставил и время. Да ещё и свою ручку из кармана достал. Не подправишь!
Отец спрашивает:
– Разве сын что-то неправильно сделал? Ты сам-то как бы поступил на его месте?
Помощник почесал затылок:
– Да правильно всё сделал. Думал, что пролезет Приказ задним числом – молодой же ещё! А ему палец в рот не клади.
Отец смеётся:
– С Приказом-то что?
Помощник сквасился:
– Порвал и выкинул в мусорку. Не хватало мне от директора взашей получать, – махнул рукой: – Пускай сын дальше работает, а я в следующий раз умнее буду.
С помощником у меня тёрок больше не было и общались мы в нормальном тоне, без враждебных эмоций. Конфликт случился с парторгом участка, я на него психанул и, недолго думая, написал заявление на расчёт. Но об этом, возможно, как-нибудь в другой раз.