Найти в Дзене
LightsON – проекты для HR

Только жаловаться и могут: 4 типа жалоб сотрудников и как на них реагировать

Оглавление

Выражение недовольства на работе — важная часть корпоративных коммуникаций. Однако нужно различать конструктивные и деструктивные жалобы, а также правильно взаимодействовать с ними.

Разберем основные претензии сотрудников:

🤝 Продуктивная жалоба

Сотрудник рассказывает руководству или HR о нежелательной ситуации, чтобы получилось ее улучшить. Это ценный фидбек, который действительно помогает изменить практики в организации и усовершенствовать некоторые процессы. Примеры: недостаток естественного освещения в офисе, чрезмерная рабочая нагрузка, неподобающее поведение члена команды.

😡 Эмоциональная жалоба

Сотрудник высвобождает накопившийся стресс или хочет найти поддержку и одобрение. Он выплескивает свои переживания на окружающих и на эйчара, чтобы справиться с неприятными эмоциями.

🤕 Хроническая жалоба

Есть сотрудники, которые жалуются на все, что только можно. Такие люди имеют более пессимистичный взгляд на вещи, поэтому находят проблемы даже там, где их нет. Скорее всего, вы уже встречали подобных сотрудников.

😈 Злонамеренная жалоба

Сотрудник хочет получить выгоду для себя за счет очернения других перед менеджером. Это часто принимает формы сплетен и «ударов в спину», даже заговоров одних «группировок» в коллективе против других.

Как правильно реагировать на жалобы сотрудников?

Игнорировать – точно не вариант, так как негативный настрой будет передаваться всем сотрудникам, снижая их производительность. Есть несколько профессиональных правил, которых следует придерживаться специалисту по управлению персоналом:

1. Начните с интереса

Когда вы впервые услышите жалобу, поблагодарите за доверие. Сотрудники, которые напрямую выражают недовольство руководителю, скорее всего, более преданы компании, чем те, кто вместо этого обратится к своим коллегам. Во время разговора внимательно слушайте собеседника и попытайтесь прояснить его намерения. Стоит даже напрямую спросить: «Чего вы хотите достичь своим отзывом и как я могу вам помочь?»

2. Поощряйте конструктивные жалобы

Например, регулярно создавайте возможности для фидбека от сотрудников. Если в компании можно высказывать опасения по поводу чего-то, то работники просто дождутся подходящего времени и места. Подумайте о том, чтобы сотрудники делились общими проблемами или сложными вопросами в доверительных группах, где есть место для альтернативных точек зрения

3. Пресекайте деструктивные жалобы

Если сотрудник часто жалуется на что-то без желания решить проблему, организуйте с ним беседу. Человек не всегда осознает, как его негативное мышление влияет на других и корпкультуру. Возможно, жалобщику нужна поддержка, и тогда ее стоит оказать. Если сотрудник не меняет своего поведения, ему стоит сменить коллектив или команду.

Итак, подытожим.

Продуктивные жалобы способствуют улучшению, поэтому их следует поощрять. Эмоциональные и хронические жалобы иногда могут принести пользу компании, и им следует предоставить правильное пространство и время, а не подавлять их сразу. А злонамеренные жалобы приводят только к личной выгоде, которая наносит вред коллективу и создает токсичную рабочую среду.

👇 Расскажите в комментариях, с каким типом жалоб вы чаще всего встречаетесь на рабочем месте?