Найти тему
Университет «Синергия»

10 приемов и упражнений для концентрации внимания🧠

Оглавление

Всем известно о существовании познавательных процессов чувственного и рационального познания. К познавательным процессам чувственного познания относятся ощущения и восприятие, то есть те, с помощью которых люди получают информацию от окружающего мира посредством использования органов чувств. К рациональному познанию относятся память, внимание, воображение и речь ‒ те процессы, с помощью которых происходит дальнейшая обработка информации, полученной чувственным образом.

☝ Внимание ‒ один из семи познавательных процессов

Важность внимания как одного из семи познавательных процессов для успешной учебной и профессиональной деятельности неоспорима. Также мы знаем о системном принципе работы познавательных процессов, когда сбои и пробелы развития одного процесса приводят к осложнению формирования остальных. А.Р. Лурия под вниманием понимал осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля над их осуществлением. Нарушения внимания является частным симптомом патологических состояний, а его недостаточная сформированность ‒ серьезным препятствием в учебной и профессиональной жизни.

👀 Свойства внимания и упражнения для их развития

У внимания есть ряд свойств, позволяющих решать задачи разного плана: концентрированность, объем, избирательность, устойчивость, переключаемость, распределение. Наиболее сензитивными периодами для формирования различных свойств внимания являются ранний и дошкольный возраст. Тем не менее, при условии осознанной систематической работы со стороны личности развитие внимания становится возможным на протяжении всей жизни. Приведем наиболее действенные упражнения, использовать которые может каждый:

  1. Таблица Шульте.
  2. «Корректурная проба».
  3. «Найди отличия». Известные с детства картинки с отличиями можно использовать для тренировки внимания и во взрослой жизни.
  4. «Найди предмет».
  5. «Зачеркни разными способами».
  6. «Найди ошибки».
  7. Методика Мюнстерберга.
  8. Анаграммы. Слово или словосочетание, образованное путём перестановки букв, составляющих другое слово.
  9. Филворды. Разновидность кроссворда, когда все поле заполнено буквами и каждая буква может входить в состав только одного слова.
  10. Графические диктанты. Классически: 1 клеточка вверх, 3 влево и т.д. или, например, 1 клеточка на юг, 2 на северо-запад.

Для фиксации изменений целесообразно засекать время, потраченное на задание.

Богинская Ольга Сергеевна, доцент кафедры ТиМОД факультета Педагогики и психологии Университета «Синергия»

-2