Советский фантаст Север Гансовский неоднократно использовал в своих произведениях перемещения во времени. Широкие возможности хронофантастики позволяли писателю рассматривать мировые и человеческие проблемы под необычным, оригинальным углом зрения. Я уже писал здесь о его рассказе «Демон истории» (1968), непосредственно связанном с этим направлением. Вспомним ещё несколько вещей Гансовского, которые можно отнести к темпоральной фантастике.
Повесть «Винсент Ван Гог» (1970) – пример хронофантастики, делающей акцент на последствиях вмешательства в прошлое. Такие последствия называют «эффектом бабочки» (по Брэдбери), хронопарадоксами или хроноклазмами. Между прочим, термин «хроноклазм» ввёл в обращение английский фантаст Джон Уиндем в своём одноименном рассказе, вышедшем в 1953 г. Именно в результате хроноклазмов терпит фиаско герой повести Гансовского, отправившийся из 1996 года в конец XIX века, чтобы похитить картины знаменитого голландского постимпрессиониста Винсента Ван Гога, хранящиеся у вдовы его брата, и продать их за бешеные деньги в своём времени. Этот неумный персонаж не мог сообразить, что вывоз из прошлого всех полотен никому ещё не известного Ван Гога, ставшего всемирно знаменитым лишь после смерти, приведёт к полному исчезновению художника из истории. Разумеется, украденные героем картины в будущем ничего не стоят...
В прошлое у Гансовского попадают через Камеры или ВременнЫе Петли. Ещё одно фантдопущение писателя – нежелательные изменения истории, возникшие после пребывания в прошлом беспечных гостей из грядущего, при необходимости можно аннулировать. Для этого виновник хроноклазма должен вернуться в тот момент прошлого, где он был в предыдущий раз, но из камеры нее выходить, а тут же вернуться обратно. Гансовский называет это «снять завиток» или «снять Петлю». Я пробовал сам себе подробнее объяснить, что такое «снятие завитка», возвращающее историю в старое русло, но получилось у меня не очень. Следует учитывать ещё вот какой момент: «снимать завиток» должен именно его виновник. Если этот человек, допустим, погиб, то – всё, возврата к старому варианту реальности нет. Кстати, о том, что мир изменился, знают только те, кто в момент этого изменения находился в прошлом, остальные жители планеты о метаморфозах, происходящих с ними и их жизнью, даже не подозревают...
Раз за разом используя снятие Петли, то есть, стирание содеянного, герой делает ещё несколько попыток озолотиться на вывозе из прошлого шедевров Ван Гога, но все его старания по заканчиваются неудачно. То экспертиза показывает несоответствие реального возраста полотен времени, прошедшему с момента их создания; то художник пишет в своих письмах брату (позднее опубликованных и ставших достоянием общественности), что сжёг картину, которую герой у него приобрёл, и искусствоведы будущего отказывают ей в подлинности.
Благодаря общению с Ван Гогом и его творчеством, персонаж постепенно прозревает, обогащаясь не материально, но нравственно. Постигнув всемирно-историческое значение труда и таланта Винсента Ван Гога, герой осознаёт всю низость своих намерений. Находясь в 1938 году, он отказывается от очередной аферы с покупкой картин гениального мастера, застревает в прошлом, остаётся там навсегда и доживает до 1990 года, откуда и ведёт свой рассказ.
С Ван Гогом герой в своих погружениях в прошлое встречается три раза и проводит в общении с ним в общей сложности несколько дней. Следует отметить, что Гансовскому удалось на редкость убедительно передать атмосферу описываемого времени и особенности характера гения, не признанного при жизни. Автор уделяет особое внимание личности Ван Гога, его воле и неиссякаемой вере в себя, а также размышлениям об искусстве в целом и миссии художника в частности. "То, что он писал и рисовал рядом с деревянным корытом или на холоде, дуя на замерзающие пальцы, то, что сваливал под ободранную койку или, голодный, с пустым, урчащим брюхом, волок на себе, перебираясь из трущобы в хижину, опять в трущобу и в сумасшедший дом, — все это распространилось теперь по всему миру. Эскизы, которые он набрасывал, упрашивая моряка или проститутку постоять несколько минут, композиции, что начинал, судорожно высчитывая, хватит ли денег на ту или иную краску, повсюду висели на почетных местах, путешествовали только на специальных самолетах и в специальных вагонах, и многочисленная охрана сопровождала их во время перевозок".
Особый интерес Гансовского к своему персонажу вполне объясним: писатель сам замечательно рисовал и хорошо разбирался в изобразительном искусстве. Даже опубликовал в 1974 году в «Литературном обозрении» рецензию на книгу Анри Перрюшо «Жизнь Ван Гога» под названием «Труды и дни художника». Известной художницей была и дочь писателя Илона Гонсовская (в фамилии ошибки нет, Илона Северовна её изменила).
Некоторые подробности трагической и короткой жизни инсента Ван Гога (1853 - 1890) и многие его мысли, связанные с отношением к живописи, творчеству и вдохновению, стали известны после публикации писем Винсента к младшему брату Теодорусу Ван Гогу (1857 - 1891), который поддерживал его морально и материально. Ван Гог, обнаруживая незаурядный литературный дар, постоянно переписывался с братом, известно 661 его послание Тео. "Человек испытывает потребность в немалом - в бесконечности и чуде - и правильно поступает, когда не довольствуется меньшим и не чувствует себя в мире как дома, пока эта потребность не удовлетворена". Последнее письмо брату, незаконченное, было найдено в кармане куртки Винсента уже после его смерти: художник выстрелил себе в область сердца и через сутки с небольшим (29 июля 1890 года) скончался от потери крови. Безутешный Тео умер через полгода после этого, а переписка братьев, продолжающаяся почти 18 лет (с 1872 по 1890), увидела свет благодаря стараниям вдовы Теодоруса - Йоханны Ван Гог-Бонгер. Эпистолярное наследие Ван Гога неоднократно переиздавалось, в том числе и на русском языке - см. например: Винсент Ван Гог. Письма к брату Тео.
Первая публикация повести Севера Гансовского "Винсент Ван Гог" состоялась (в сокращенном виде) в журнале «Химия и жизнь» ( №№ 1-4 за 1970 г.) В качестве иллюстраций были использованы работы самого Ван Гога «Автопортрет», «Едоки картофеля», «Сеятель», «Звёздная ночь». В 1971 г. повесть была напечатана в составе авторского сборника Гансовского "Идёт человек" (с иллюстрациями самого писателя) и в альманахе "НФ" (выпуск 10). В 1988 г. повесть вышла в 7-м томе Библиотеки современной фантастики (БСФ) "Советская фантастика 50 — 70-х годов". В 1985 году немецкий режиссёр Хорст Земан на киностудии ДЕФА снял по мотивам повести художественный фильм «Визит к Ван Гогу».
В 2017 г. повесть Гансовского "Винсент Ван Гог" вышла отдельным изданием в "Издательском доме Мещерякова". Оформление книги и внутренние иллюстрации сделал Вадим Петров. Рисунки к повести художник намеренно выполнил в манере Ван Гога. Их можно посмотреть здесь.
В творчестве Севера Гансовского есть и другие обращения к хронофантастике с использованием перемещений во времени. Но о них - в следующий раз.
© Владимир Ларионов
#Гансовский #библиотекаВЛ #хронофантастика #CоветскаяФантастика #фантастические художники
Я писал о Севере Гансовском и его творчестве на Дзене:
Советская фантастика и умножение способностей человека-1. "Пробуждение" Севера Гансовского
Фантаст Север Гансовский был художником-пуантилистом
"Чужая планета" фантаста Севера Гансовского
Путешествия во времени в советской фантастике-2. Туда - сюда и последствия
Советская хронофантастика-15. Север Гансовский-2. "Млечный путь"
Советская хронофантастика-17. Север Гансовский-3. "Побег"
Для тех, кто хочет вспомнить советскую фантастику, рекомендую свои материалы о ней здесь, на Дзене (не только эти, есть и другие):
Книги советского фантаста Григория Гребнева в моей библиотеке
"Чужая планета" фантаста Севера Гансовского
Шесть спичек братьев Стругацких
Татьяна Гнедина. Последний день туготронов
Лев Смехов. Фантастический художник
Фантастическая повесть "Гипнотрон профессора Браилова"
Пётр Гордашевский. Их было четверо
"На оранжевой планете" Леонида Оношко
Забытый новосибирский фантаст: Пётр Воронин. Прыжок в послезавтра
Лётчик-фантаст Георгий Реймерс, автор книги «Северная корона»
Ближний прицел фантаста Владимира Немцова
Советская космическая фантастика 50-х и 60-х: "Дети Земли" Георгия Бовина