Найти тему

Дилеммы менеджмента. Парадокс телефона.

Руководителям нравится, когда сотрудник постоянно на связи. Но в тоже время они против, когда сотрудник в рабочее время "залипает" в телефоне. Обсудим эту дилемму.

Парадокс! ))))
Парадокс! ))))

Сейчас телефон часть жизни и часть рабочего процесса. Соцсети, мессенджеры, планировщики, игры, музыка, фильмы, приложения для жизни, спорта, развития, финансовые инструменты - всё в телефоне.

Как следствие человек в телефоне проводит очень много времени. Нужно проверить рабочий чат, чат одноклассников, сокурсников, родительский чат, почту, штрафы на госуслугах, напоминания от банков и сотовых операторов, прочитать новости и так далее. Естественно, что если всем этим заниматься в рабочее время, то ничего не успеешь вообще. И логично, что руководители недовольны и ругаются, когда сотрудник в рабочее время смотрит в экран мобильного вместо того, чтобы выполнять работу. Но в тоже самое время руководители ежечасно звонят на телефон, пишут в почту и создают десяток групп в мессенджерах и ругаются, когда сотрудник не берёт трубку или не отвечает в чате. Я назвал это поведение парадокс телефона. Сотрудник должен быть на связи, но телефоном пользоваться не должен.

Много раз был свидетелем и участником следующей ситуации.

Идёт топ-менеджер по предприятию, видит человека в телефоне, звонит его непосредственному руководителю и отчитывает его за то, что у него люди не работают, а "сидят" в телефоне. Некоторые, более искушённые в интригах и манипуляциях, запоминают, а потом, когда руководитель жалуется на нехватку времени или персонала, вспоминают этот момент, показывают фото и видео. Ответить на это линейному руководителю нечего. Могут такие фото и видео присылать в рабочий чат и вся организация видит кто бездельник.

Что делает линейный руководитель?! Начинает упрекать сотрудника, но у подчинённого тысяча отговорок: он читал рабочий чат, читал инструкцию, рассматривал схему, спрашивал как дела у больного ребёнка, который один дома с температурой и так далее. В итоге ничего не меняется. Но у топа ощущение, что он наводит порядок в организации.

Парадокс телефона не приводит ни к чему, кроме негатива.

Сотрудники и линейные руководители демотивированы. Задето чувство справедливости, ограничена свобода, появляется чувство, что их "нагнули" ни за что. Они сразу вспоминают и замечают, что руководители тоже пользуются телефоном, но их никто за это не ругает и не наказывает. Тогда сотрудники пытаются защищаться: они отказываются брать трубки, как на работе так и дома, вспоминают, что за сотовую связь платят самостоятельно и начинают "итальянскую забастовку". Через какое-то время ситуация затихает и всё возвращается в своё русло. Пока какой-нибудь топ-менеджер в плохом настроении снова не заметит сотрудника с телефоном в руках.

Сотрудники воспринимают даже вполне аргументированный запрет как покушение на свободу. Лояльность к работодателю от таких действий не просто страдает, она падает до минусового значения. А недовольный, негативно настроенный или обиженный сотрудник — даже более серьезная угроза, чем потенциальный вред от мобильных телефонов. Лев Матвеев www.forbes.ru

Упрёки за использование телефона бесполезны, они не решают ни одну из трёх главных проблем, к которым может привести мобильник на рабочем месте.

  1. Безопасность и качество. Использование телефона снижает внимание, приводит к браку и создаёт опасность, как для сотрудника, так и для окружающих и клиентов. Водитель погрузчика, токарь, строитель, пекарь засмотревшись в телефон могут сбить человека, испортить заготовку, плохо застропить груз, уронить что-то в тесто.
  2. Утечка информации и промышленный шпионаж. В каждом телефоне есть камера и микрофон и логично предположить, что кто-то захочет и сможет слить информацию конкурентам.
  3. Использование рабочего времени в личных целях. Руководители боятся, что если сотрудник в телефоне, значит бездельничает и хотят контролировать каждый шаг сотрудника. Но это, так называемый микроменеджмент. И, это сложно, дорого, неэффективно. Хотя про микроменеджмент у меня есть оригинальное (как мне кажется) мнение. Подписывайтесь, в ближайших статьях поделюсь.

Первые две проблемы решаются элементарно, запретом сотовых телефонов и некоторые организации уже его ввели (и это вполне законно, хотя и опасно).

Если работодатель не сможет обеспечить исполнение собственного приказа, тогда запрет — вообще вредная для компании мера. И результата нет, и имидж работодателя испорчен, и лояльность сотрудников потеряна. Лев Матвеев www.forbes.ru

Третью проблему предлагаю обсудить.

Сотрудник достаёт телефон по нескольким причинам:

  • Нечего делать. Он выполнил всю работу и решил убить время, с пользой или без. Поиграть, заняться саморазвитием, почитать статьи про тайм-менеджмент на Дзене, посмотреть видео.
  • Устал или столкнулся с трудностями. Он ещё не доделал работу, но ему нужно отвлечься, перезагрузиться, чтобы с новыми силами ринуться в бой. Можно считать это перекуром.
  • Пришло сообщение. Личное или в рабочий чат: шутки, мемы, обсуждение решений руководства. Та же курилка, но без сигарет и каждый на своём рабочем месте.
  • Решает рабочую задачу. Отвечает на сообщение коллеги, или читает общий чат, ищет решение рабочей проблемы в интернете или формулирует рацпредложение.
  • Организует работу и личную жизнь. Составляет план на день или на вечер. Делает заметки рабочие и личные. Потому что если мысль не записать, то она будет крутиться в голове и мешать работе.

То есть большинство сотрудников не делает в телефоне ничего плохого. И если они выполняют свои должностные обязанности и телефон не угрожает безопасности, то почему нет?! А если не выполняют, то телефон тут не причём.

Поэтому руководителям нужно не ловить нарушителей, а сделать так, чтобы их не было.

  • Принять окончательное решение. Подумать и решить, что хуже - отсутствие телефона у сотрудника или его наличие.
  • Прописать чёткие правила использования. Запрет на сотовую связь во время работы. От полного запрета до условного: время, место, профессия. Издать формальный документ. Например: "Корпоративные правила использования мобильной связи".
  • Организовать работу. Сделать так, чтобы телефон на рабочем месте был не нужен: компьютеры, планшеты, стационарные телефоны. Или, чтобы им некогда было пользоваться - загрузить работой по самые уши.
  • Мотивировать. Мотивированный сотрудник не будет играть в телефоне, он использует его для решения задач и развития.
  • Включить фантазию. Сделать телефон стимулом.
  • Раскошелиться. Закупить кнопочные телефоны или рации.
  • "Забить". Повторюсь, время диктует свои условия - с телефонами все. Если мобильник не угрожает безопасности компании и людей, то не стоит дёргаться. Главное, чтобы сотрудники качественно выполняли свои должностные обязанности. Одним в этом телефон помогает, другим мешает. Задача руководителя "отсеять" вторых.

Не забывайте про возможные трудности, риски и потери. Придётся

  • Напрячь мозги и таки заняться организацией рабочего процесса.
  • Понести небольшие затраты на телефоны, рации, планшеты, компьютеры.
  • Контролировать соблюдение новых правил и наказывать за их нарушение.
  • Решить, как общаться с сотрудниками вне рабочего времени.

Когда представил, что будет, если на работе запретить мобильники, вспомнил детство. Как я звонил маме на завод и её вызывали к телефону, который был один на этаж. И я понимал, что телефон рабочий, занимать его надолго нельзя и отвлекать от работы по пустякам маму тоже нельзя и звонить можно только по важным вопросам. Может быть, если все это поймут и начнут уважать чужое время, то и дилеммы никакой не будет?! Как вы считаете?