Найти в Дзене
Записки плохого официанта

Олег Назаров о глутамате натрия и детях с шестью пальцами

Пояснение для новых читающих: Олег Назаров - эксперт в области маркетинга ресторанов, профессиональный продвиженец ресторанов (что бы это ни значило), писатель-сатирик. В своё время выступал с каким-то Петросяном, а также, будучи в своё время продюсером на заре отечественного музыкального ТВ, рәхәтләнеп собирал деньги за ротацию клипов со всей российской эстрады (не платили двое: какая-то Пугачёва и какой-то Леонтьев).

Собственно, вот что он рассказывает о глутамате натрия:

"Я сейчас такой маленький камин-аут сделаю. Значит, так как я не ресторанный критик, а продвиженец, а продвижение всегда связано с деньгами, поэтому когда я работал, вот, ресторанным обозревателем - так это называлось - в "Экспресс-газете" 20 лет назад, а "Экспресс-газета", знаете, да, это первая жёлтая газета в стране: и к ь с и п , и к ь с и с , кто кого л у н х а р т , кто кого обворовал, вот, она до сих пор выходит, это то же издательство, где "Комсомольская правда" выходит, это их общий холдинг; вот, и очень было популярно, бешеными тиражами, ну просто страшно, везде читали. А я там был, значит, ресторанным обозревателем. Естественно, мне было интересно, там, где-то что-то заработать, и мне предлагали регулярно деньги. Вот однажды предложили, как сейчас помню, 500 долларов. Заведение, которое называлось кафе "Пехорка". Пехорка, значит, это речка такая, под Москвой, в районе, там, за Балашихой, куда-то туда, за Малаховкой, где-то там; далеко. Вот, на речке кафе "Пехорка".
Ну, 500 долларов, да? Две тысячи какой-то второй год, вот; это не как сейчас 500 долларов; это как сейчас 5000 долларов. Конечно, я их сразу захапал. То есть, я брал деньги, но я это рассматривал как? - я продвигаю. Вот, это не ресторанная критика, это я, вот, реально продвигаю. А я всегда, когда брал деньги и писал про кого-то в газете, я всегда пытался найти какую-то мотивацию для читателей, которые прочитают мою публикацию и захотят прийти в это место. То есть, чтобы и те люди, которые мне заплатили, чтобы они бы не жалели о том, что они заплатили, чтоб они видели, что это работает, и чтобы которые прочитали - убедились, что это действительно есть, что я их не обманул. Чтобы все были довольны. Ну, то есть, чем и должен заниматься правильный пиарщик, чтобы все были довольны: и заказчики, и, значит, b2bшные; пользователи.
И вот, значит, эта «Пехорка». Я приезжаю. А я всегда придумывал какую-то историю. У меня всегда была какая-то мотивация. Вот у меня не было такой публикации, за которую я получил деньги, где бы не было мотивации: почему я должен идти именно сюда вот? Единый побудительный мотив; то, что называется.
Вот, и я прихожу в эту «Пехорку». А «Пехорка» - это кафе на МКАДе. Ну
просто таких там 200 штук, вот, по всему МКАДу. И еда такая же, как везде, вот, во всех этих кафе. То есть, там везде кто-то жарит шашлык, кто-то готовит плов, и вот это всё такое. И название - "Пехорка". И я сижу... и я, вот, даже пробую то, что я там ем... и чувствую, что ну не о чем мне писать; не о чем писать, вот, о том, чтобы, значит, чтобы их как-то хвалить. И чего: вернуть деньги? - не хочется. Потому что ты их уже потратил, да, а потом это совершенно не по-буддийски - возвращать деньги, потому что потом к тебе деньги не придут уже".

Да понятно, что потратил он их сразу же, как получил, чего там. Эти творческие люди, зарабатывающие болтовнёй и текстами, каковые вышеупомянутые тексты суть частный случай болтовни - им же только дай хоть какие деньги авансом, тут же спустят на сладкое.

Недаром ведь сказано у большого поэта:

"Спасибо, Парки, Провиденье,
ты, друг-издатель,
за перечисленные деньги.
Сего податель
векам грядущим в назиданье
пьет чоколатта
кон панна в центре мирозданья
и циферблата!".

Под научным термином «сладкое» можно понимать как шоколад со сливками, так и красивых девушек, вы понимаете.

"Вот, и я сижу... и мне от этого настроение уже даже плохое, потому что, значит, ну, вот. И еда мне их поганая не нравится. Я говорю, а чо у вас баранина такая жёсткая?
А это потому, говорят, что мы не добавляем туда глутамат натрия.
А я тогда не знал, что такое глутамат натрия. А что такое глутамат натрия?
Ну, это такая приправка, такая соль, которую добавляют, чтобы мясо становилось мягче и чтобы, вот, этому придать мясной вкус, и быстрее, значит, происходит мацерация волокон, и так далее".

Я не на 100% уверен, что речь именно о мацерации волокон. Возможно, я чего-то не знаю, но я всегда думал, что мацерация - это термин из области виноделия, когда вино настаивается на кожице и оставшихся сегментах виноградной грозди.

Ну, строго говоря, так делают не только вино. Дешёвый джин также готовят путём именно мацерации, а не дистилляции - настаивают спирт на можжевельнике. Оно, конечно, побыстрее, но...

Может быть, Назаров хотел сказать "денатурация волокон"?

"Я говорю, а чё вы так гордитесь, что вы не добавляете?
Ну, это такая приправа, на Востоке очень распространённая, там, в Китае, Япония, Таиланд, там, Узбекистан, вот, они любят это добавлять. В принципе в ней ничего страшного нет, но если человек не подготовлен и начинает есть - это называется "синдром китайского ресторана": у него может начать, там, голова болеть, несварение желудка, может, наоборот, понос быть какой-то, подташнивать может. То есть, вот, это возможно такое.
И вот они это говорят - а я со своим мозгом пиарщика, мне сразу, вот, в этом почудилось что-то хорошее. Я говорю, слушайте - а дети могут родиться, там, без головы, там, с шестью пальцами?..
Ну, нет, конечно, там, потому что если бы они рождались - вообще бы пол-Китая бы с шестью пальцами ходило; и безголовая вторая половина.
А можно я напишу, что вы - единственный ресторан в Москве, который не использует глутамат натрия?
Ну, конечно, пишите, если хотите.
Вот, я прихожу домой, значит, надо мне эту статью мою делать. У меня бутылочка вина, для вдохновения, пару стаканчиков я заглотнул и, значит, сочиняю историю".

Если спросите меня - я вам сразу скажу безо всяких этих самых, что терпеть не могут писа́ть после даже пары бокалов вина. Могу - но не люблю. Это же всё равно работа; а я, как и абсолютное большинство мужчин со здоровой психикой, когда наполняю бокал, настраиваюсь на отдых.

И тут прозорливый читающий, которого на мякине не проведёшь, конечно, спросит, дескать, а ну-ка признавайся, официанток, наглый халдей, подавальщик - на этом канале есть статьи, написанные после пары бокалов вина, мм?

А я вам отвечу - есть, конечно.

"Сочиняю историю, что вот эта "Пехорка" - она чем замечательна: тем, что её хозяева решили сделать самую вкусную баранину в Москве; самую вкусную. И специально пригласили личного повара таджикского президента Эмомали Рахмона. А откуда взялся Эмомал Рахмон - потому что у меня работал телевизор, и по новостям говорили, что Путин встретился с Эмомали Рахмоном. Само словосочетания такое звуковое понравилось очень. Вот, в общем, они пригласили, он приехал, и они поручили ему, там, готовить какие-то блюда; в том числе баранину. И пошли посмотреть, что он там делает. Идут - и видят, что он в баранину сыпет какой-то купоросно-синего цвета порошок.
Ну, вообще-то глутамат натрия - он белый, практически бесцветный, но чтобы пострашнее было.
"Ты что делаешь?", - спросили они, значит, этого повара.
"Это такая приправка, восточная", - ответил он.
"Врёшь!", - сказали они, - "Это глутамат натрия. Ты хочешь, чтобы наши дети потом родились с шестью пальцами, значит, без одного глаза, да, слабоумными и так далее?".
Хотя этого ничего, как я повторяю, нету.
В общем, они прогнали его, значит, и у меня был вывод месседжа всего этого, что: дорогие друзья, вы если идете в "Пехорку" - может быть, мясо вам, баранина, вот, не покажется такой, вот, мягкой, как других в московских ресторанах; но зато вы твёрдо будете знать, что дети у вас родятся с нормальным количеством пальцев, глаз и с нормальным мозгом".

Получается, Назаров выставил этот несчастный глутамат натрия даже бóльшим злом, чем замечательное кофе капучино с корицей погорячее; потому что вот от него-то точно всякая женщина родит не бодрого, но Бодрова.

"Выходит в пятницу эта публикация. В субботу вечером звонит мне управляющий ресторана и говорит: старик, я ещё хочу; пять статей. Я говорю: а чё тебя так пробило? как после глутамата натрия?
Он говорит: ну, во-первых, люди идут с этой самой с вашей газетой и показывают, значит: это правда? Мы говорим: правда, правда, никакого глутамата.
А сейчас я только что принял свадьбу, татарскую, на 160 человек. А у них там какие-то очень такие правоверные татары, у них там жених не видит невесту, там, вплоть до первой брачной ночи; до момента свадьбы.
Вообще-то перед свадьбой ещё никах, если в самом деле правоверные. До свадьбы жениха и невесту не оставляют наедине, а в кругу родственников они вполне могут находиться вместе. Жених может даже, подумать только, украдкой рассмотреть невесту.
Вот, и, значит, ко мне приходят родители жениха и невесты, говорят: только, вы знаете, у нас большущая просьба - пожалуйста, не добавляйте глутамат натрия. Мы не хотим, чтобы наши дети родились с шестью пальцами и тремя глазами".

Вот после той публикации, вероятно, и пошла по Руси эта страшилка про ужасно вредный глутамат натрия.