Найти тему
История моды с Марьяной С.

Золотая цепь, или Пила и сердце

Сегодня у нас два немецких ренессансных портрета. Ох и знали толк дамы той эпохи и того региона в строгой роскоши! Волосы закрывали высокими головными уборами, глубокими вырезами не особо увлекались, зато тонкое белое полотно, бархат и парча, вышивка, золото и жемчуга - всё при них!

При этом наряды на портретах, конечно, разные - разное время, разные немецкие земли. Но есть и кое-что общее.

Слева - портрет Сибиллы фон Фрейнберг, Бернхард Штригель, ок. 1515, из коллекции старой пинакотеки. Справа - портрет дамы, неизв. художник из Ансбаха, ок. 1490, из коллекции Музей Тиссена-Борнемисы
Слева - портрет Сибиллы фон Фрейнберг, Бернхард Штригель, ок. 1515, из коллекции старой пинакотеки. Справа - портрет дамы, неизв. художник из Ансбаха, ок. 1490, из коллекции Музей Тиссена-Борнемисы

А именно - украшения на груди. Да-да, роскошных тканей мы с вами видели на портретах немало, и хотя, конечно, полюбоваться ими всегда приятно, сегодня сосредоточимся не на на них. А на драгоценностях. Потому на обеих дамах - орденские цепи! Причём у Сибиллы к цепи добавлены ещё украшения, а у неизвестной - ничего лишнего, и цепь предстаёт во всей своей красе. Хотя краса эта специфическая, прямо скажем....

Итак, Орден Лебедя! Да-да, это милый маленький птеродактиль на самом деле именно лебедь.

Портрет дамы, неизв. художник из Ансбаха, ок. 1490, из коллекции Музей Тиссена-Борнемисы. Деталь.
Портрет дамы, неизв. художник из Ансбаха, ок. 1490, из коллекции Музей Тиссена-Борнемисы. Деталь.

Этот духовный рыцарский орден был основан Фредериком II Бранденбургским в 1440, с отсылкой к средневековой легенде о Рыцаре Лебедя. И принимали туда и мужчин, и женщин. Женщин, правда, меньше, конечно... но тем не менее! Главной целью было облегчение "физических и нравственных страданий". Знак Ордена, соответственно, лебедь, и - дева Мария. А вот цепь...

На первый взгляд это просто эффектные золотые звенья. Но присмотритесь. Каждое звено - это две пилы, обращённые друг к другу, между которыми зажато сердце. Страшное средневековое орудие пытки. Однако здесь это символ раскаяния и искупления грехов.

Специфическая вещица, ничего не скажешь....

Портрет дамы, неизв. художник из Ансбаха, ок. 1490, из коллекции Музей Тиссена-Борнемисы. Деталь.
Портрет дамы, неизв. художник из Ансбаха, ок. 1490, из коллекции Музей Тиссена-Борнемисы. Деталь.

Словом, перед нами не просто дамы в роскошных одеждах, а, так сказать, кавалерственные!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!