Спрос на психологическую помощь у гражданских растёт, участники СВО потребности в ней не ощущают, но именно из-за них Минздрав форсировал работу по подготовке клинических рекомендаций по посттравматическим стрессовым расстройствам (ПТСР) и обновил стандарты. Всё есть в документах, не сильно удалась лишь лекарственная терапия.
По мнению главы НМИЦ психиатрии и неврологии профессора Николая Незнанова, каждая третья-четвёртая психическая травма приводит к развитию ПТСР, симптомы которого у 60% пациентов держатся больше года после травмы. Симптоматика ПТСР в популяции присутствует у 7-10%, тогда как клиника выявляется у 2,6% из всех обратившихся в ЛПУ. Психика военных, может и не крепче, но расстройство диагностируют у 3-11% и у каждого шестого раненого.
Проблема не столько в диагностике, как заметил казанский психиатр Владимир Менделевич, сколь в отсутствии «расположения лечиться», потому что лечат ПТСР в психоневрологическом диспансере. Причём всё это время пациентов лечили на основании клинических рекомендаций по тревожным, паническим расстройствам, но стандарт уже был. В конце февраля у патологии появились собственные клинические рекомендации, действие которых начнётся… с 1 января 2024 года.
Никаких особых распоряжений на счёт немедленного начала действия КР Минздрав не давал, всё течёт в рамках «Правил поэтапного перехода медицинских организаций к оказанию медицинской помощи». К 2024 году в мире многое переменится, а пациентов с расстройством станет ещё больше, и военных, и гражданских. Кстати, настоящими военными подотчётные Минздраву ЛПУ не занимаются – не положен им ОМС, только комиссованным.
Стандарт медпомощи при ПТСР тоже только в проекте, но обновлён: среднее лечение не 90 дней, а 325 суток, дадут 12 часов на психотерапию, внесены ароматерапия и ванны, воздействие климатом и разное физиолечение. Пусть физиотерапевтические методики без доказательств эффективности, но пациентам будет приятно. Консультации психолога получат 90% пациентов с расстройством, каждого третьего психолог отправит к психиатру, а тот запишет на двухмесячную стационарную терапию с последующим строгим ДН 41% больных.
С лекарственными препаратами сложилось не очень хорошо, доцент РУДН Роман Сулейманов говорит, что из перволинейных СИОЗ «включены лишь два не самых эффективных и два нейролептика первого поколения. <…> явное предпочтение транквилизаторам, причем шесть из них - бензодиазепиновые. Хотя в современных международных исследованиях лечение ПТСР бензодиазепинами не рекомендуется, особенно у пациентов с расстройствами, связанными со злоупотреблением психоактивными веществами».
До лечения требуется пациента выявить, судя по спешным переделкам Минздравом квалификационных требований по специальностям «психотерапия» и «психиатрия» - с кадрами не очень хорошо, может даже совсем не хорошо. Зато новоявленные специалисты, а тем паче привлечённые после краткосрочных курсов терапевты, кардиологи, гастроэнтерологи и прочие врачи не скажут, что препараты в стандартах неподходящие. И в этой стратегии чувствуется очень свежее веяние оптимизма.
Хотите обсуждать и комментировать события медицины только в сообществе коллег- профессионалов? Присоединяйтесь к нашему сообществу МирВрача