Найти тему
Аутизм и школа

Аутизм. ОНР. Про речь. Давно не было про речь)))

Татьяна (автор канала Дважды аутизм) спросила, как там у Гриши с речью было. И я в очередной раз поняла, что лайфстайл блогинг - это нечто интересное. Я то думаю, что все всё знают, я ж писала (сто лет назад). А нет, не знают))) конечно же.

Про речь я писала вот здесь.

Мне кажется, там понятно, в чём была суть проблем. Была речь, не было? А если была, то почему я говорю, что появилась она в 10 лет. Вру, определённо. Да. Ибо, да, речь была всегда. Гриша не был нем. Но... но... но...

Короче. Вот здесь про речь. Про её... внешнюю формальную сторону, про слова и предложения.

А ещё вот несколько статей того периода про речь:

Аутизм. А вы знаете речевой диагноз своего ребёнка.
Аутизм и школа25 сентября 2020
Аутизм. Учила читать, научила говорить.
Аутизм и школа2 октября 2020
Отступление.
Когда я говорю, что я уже ВСЁ, что знаю, написала, то то имею ввиду))) Всё, что помогло Грише и помогает на сегодняшний день, было описано в 2020 году. Да, в 2021 году добавился уклон в работу с телом. Но суть осталась той, что обозначена в статьях 2020 года.

И если вдруг вам это надо, идите в навигатор и читайте статьи за 2020 год.

Сейчас переписывать всё то, что уже написано, другими словами не считаю возможным. Ничего не изменилось. Всё точно так же.

---

А сейчас расскажу совсем про другое, даже сама не очень понимаю, про что)))

У родтелей, чьи дети не говорят, есть иллюзия, что вот, если бы говорил (произносил слова), мы бы общались.

ДА уж...

Нет. Вполне может быть и нет... Человек произносит слова, предложения. А некоторые дети произносят совершенно чисто, не так как Гриша, теряя звуки, нет. Люди чисто говорят слова. Только вот... они ни к кому не обращены. А если даже обращены, то в них нет спонтанности. Человек говорит цитатами.

А есть ещё и то, о чём сейчас расскажу.

---

Итак, скорее в 9.5 лет у Гриши начала развиваться речь. С ним стало возможно вести какие-то диалоги. Обучение стало чуть проще.

Но вот в его 11.5 лет мы шли с ним по мосту (мосты - наше всё) и он спросил меня про доли. Ага)) Те самые, из дробей. В 9.5, значит, только начал говорит, а в 11.5 доли. Ничего особенного, жизнь с аутичным человеком.

И вот я начала ему рассказывать, что такое доли и задавать уточняющие вопросы, понял ли он. И задала вопросы совсем уж уточняющие, мол четверть часа это сколько?

Да, кто помнит, был период изучения времени у Гриши, и благодаря циферблату он и понял, четверть, треть, половина. И не на сотнях это понял, а на 60-и минутах...

И вот значит, рассказываю, спрашиваю, он отвечает.

И, казалось бы, и что?

А то...

Это был первый момент в нашей совместной жизни, когда я ПРОСТО РАССКАЗАЛА, а он ПРОСТО ВЫДАЛ полученные ЗНАНИЯ. Сразу.

Уточню.

Никогда он не выдавал ничего сразу... Я даже этого не знала до того момента на мосту...

Объясную, как смогу.

Вот как строится вообще ВСЁ обучение людей? Учитель рассказывает (или пересказывает параграф учебника), потом задаёт вопросы, чтобы выяснить, а что понял ученик. Ученик отвечает. Учитель понимает, где пробелы и повторяет эти места. Задаёт вопросы. Ученик отвечает. Всё. Тема усвоена. Через пару дней можно повторить вопросы.

Так учатся люди.

Гриша...

Я рассказывала. Он не слушал, смотрел в потолок.

Я задавала вопросы. Он молчал... уже владея речью.

Самое ужасное, что он молчал даже в моментах, связанных с его интересами.

Например, сам спросил про... Мама, а сколько планет во вселенной?

Столько, говорю, я. Пауза.

Гриша, сколько планет во вселенной?

Тишина. Пошёл по своим делам.

ВОПРОС: КАК УЧИТЬ ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА????????????

Я-я-я-я-я- знаю.

Никак.

Да, я придумывала, создавала, изобретала визуальные материалы. Так обустраивала весь процесс, что Гриша был вынужден показывать, говорить, называть.

Но...

Нет. Это дурдом на выезде. Я упёрлась в сложные темы... Нельзя всё визуализировать. Нельзя учить, если человек не отвечает, потому что ты... не знаешь, а что он понял? Идёшь вперёд по темам. И только по косвенным моментом догадываешься, что он не помнит прошлые темы. Ты именно что догадываешься...

Это невозможно. Немыслимо так обучать человека... К сожалению.

---

И вот мост. Доли. Гриша, а сколько минут в четверит часа? 15...

Да уже.

Вот я там чуть не села...

Добавлю. Нет. Это не стало нормой. Да, стало лучше. Но нет... Обучение устным, да и письменным, предметам по-прежнему... на мой взгляд, невозможно. Ну никак. Да, он "изучает" Окружающий мир на учи.ру. Но там тесты, таблицы, какие-то схемы. Вот это он может. Но... Вопрос - ответ...
И в 70-и процентах - тишина в ответ.
Это к вопросу об обучении Гриши.
Вот проблема. И, на данный момент, она основная. И когда мне советуют пойти на ресурсы типа "якласс" или вообще в он-лайн школу, а я мычу что-то вроде "он не готов", то это я просто не знаю, как объяснить тот факт, что Гриша не может выдавать полученную информацию...
То есть... видео урока он посмотрит, а дальше что?
А дальше тишина...
Ладно. Не будем о грустном.

Вернёмся к долям. Да, нормой это не стало, но стало проникать в наши диалоги.

А до 11.5 лет не было.

То есть... по сути, даже с присутствующей речью диалога как такого не было...

Это к вопросу о речи.

Да, речь была с самого начала. Нет, она не развивалась до 9-и лет.

Да, начала развиваться. Но...

Но всё так не по-человечески, что... это даже сложно описать словами.

Конец.

П.С. Гриша говорит. Ура! Без шуток. Говорящий даже криво человек, это лучше, чем неговорящий.

А это дополнение к общей картине того, как именно он говорит. И все эти советы "говорите с ребёнком больше" - это от лукавого, из уст людей, которые даже не представляют, как может выглядеть речь аутичного даже говорящего человека. И ты хоть обговорись с ним. Суть это не изменит.

Мосты, на которых случаются просветления.
Мосты, на которых случаются просветления.