“Здесь лежит Михаил Самуэлевич Паниковский, человек без паспорта” – эту надпись на могиле обаятельного Паниковского помнят все читатели “Золотого теленка”. Отсутствие паспорта у героя усиливает его образ – образ стремящегося к полной свободе жулика и мелкого преступника.
Корнями связь отсутствия паспорта и криминальной деятельности уходит еще в Российскую империю: тогда не имевших документов приравнивали к беглым (а Устав о паспортах Российской Империи 1890 года приравнивал отсутствие паспорта к уголовному преступлению).
После октябрьской Революции паспорта царской России были ликвидированы. Однако нужда в наличии у граждан удостоверения личности никуда не делась. Также стоял вопрос о контроле перемещений граждан по стране.
В 1903 году Ленин писал: «Социал-демократы требуют для народа полной свободы передвижения и промыслов. Что это значит: свобода передвижения?.. Это значит, чтобы и в России были уничтожены паспорта (в других государствах давно уже нет паспортов), чтобы ни один урядник, ни один земской начальник не смел мешать никакому крестьянину селиться и работать, где ему угодно».
Однако уже после 1917 года вопрос свободы перемещения по стране практически сходит на нет.
К первому универсальному формату советского паспорта ЦИК приходит к 1932 году: тогда подписано постановление «в целях лучшего учета населения городов, рабочих поселков, новостроек и разгрузки этих населенных мест от лиц, не связанных с производством и работой в учреждениях или школах», а также «в целях очистки этих населенных мест от укрывающихся кулацких… и иных антиобщественных элементов». Постановление предписывало всем гражданам (исключения: крестьяне в колхозах и военнослужащие) с 16 лет обзаводиться паспортами.
Паспорт стал единственным документом (с 1918 по 1920-е таким документом являлась трудовая книжка), удостоверяющим личность, дающим право проживать в выбранном регионе и подтверждающим социальное и национальное происхождение и трудоустройство. С 1936 года в паспортах ранее судимых появляется отметка, в дальнейшем усложнявшая возможность устроиться на работу и проживать в определенных городах. С 1937 года становится обязательным элементом паспорта и фотография владельца.
Намного сложнее приходилось колхозникам: им документ могло выдать лишь колхозное руководство, которому отпускать своих работников было совершенно невыгодно. Рискнувшим покинуть колхоз без документов тоже было непросто: беспаспортные облагались штрафом в 100 руб, а в случае повторного случая грозила уголовная ответственность – лишение свободы до 2 лет.
Ситуация ужесточилась с началом Второй мировой войны. Теперь паспорта работников большинства промышленных предприятий хранились в отделе кадров и на руки выдавались в исключительных случаях. Такая система просуществовала до 1948 года.
При Хрущеве происходила некоторая либерализация, но она не коснулась крестьян. Только в 1974 году, когда вышло постановление о паспорте нового образца, крестьяне получили право наравне со всеми согражданами получать паспорта с 16 лет. Эта реформа также ликвидировала специальные отметки о судимости или пребывании на оккупированной территории или в плену.
Новые паспорта действовали и в 2000-е: образец российского паспорта был утвержден в 1997 году, а обмен советских на новые закончился лишь в 2008 году.
В процессе получения паспорта многое менялось, но одно было прежним: получить паспорт можно было на основании свидетельства о рождении. Этот важный для многих процессов документ в дальнейшем может занять видное место в семейном архиве, как это произошло и в данном случае со свидетельством о рождении 1942 года.
Мы реставрировали стандартный для таких документов набор повреждений: работали с заломами и надрывами, утратами и загрязнениями.
А какой самый старый документ в вашем семейном архиве?
Хотите продлить жизнь вашим бесценным артефактам? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!
Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉 YouTube 👉 Facebook👉 Telegram