Найти в Дзене
Поддержите автораПеревод на любую сумму
Настольная книга для тех, кто живёт охотой
Перед реставраторами оказалась книга, на страницах которой застыла эпоха. Издание 1902 года «Легавые собаки и охотничье оружие. Настольная книга для охотников», выпущенное журналом «Псовая и Ружейная охота», пришла в мастерскую в тяжёлом состоянии. Тканевый переплёт потемнел, корешок почти полностью разрушился, края сторонок осыпались. Блок разошёлся на тетради, страницы отставали от корешка, а бумага местами покрылась пятнами времени. Чтобы сохранить издание, мастера приняли решение воссоздать переплёт заново...
2 дня назад
Кандинский: от хрупкой обложки к вечному искусству
Издание «Кандинский» 1918 года — уникальная книга, в которой собрано 25 репродукций картин мастера, созданных в 1902–1917 гг., и помещён авторский текст художника. Это не просто альбом, а художественное свидетельство начала ХХ века, времени поисков нового языка в живописи. У экземпляра, поступившие но в мастерскую, передняя сторонка едва держалась на корешке, страницы выпадали, а мягкая обложка, некогда хрупкая защита блока, оказалась разорванной по бокам. Реставраторы бережно восстановили обложку и укрепили все страницы, вернув книге прочность и цельность...
3 дня назад
Настольная святыня семьи и школы
Во второй половине XIX века духовная литература занимала особое место в российской культуре. Она была не только предметом чтения в храме, но и входила в повседневную жизнь семьи: служила источником воспитания, нравственного наставления и размышлений о смысле человеческого пути. Среди таких изданий особую популярность получила книга «Жизнь Иисуса Христа Спасителя мира», вышедшая в Санкт-Петербурге в 1886 году в книжном магазине П. В. Луковникова. Издатель задумывал её как настольную книгу: для чтения и в кругу семьи, и в школьных классах...
1 неделю назад
Жизнь после утраты: вторая судьба издания 1831 года
Сегодня в нашей мастерской — редкое издание «Гаральд и Елисавета или век Иоанна Грозного», вышедшее в Санкт-Петербурге в 1831 году. Книга поступила в мастерскую без переплёта, с ослабленным, потемневшим и загрязнённым блоком. Тетради еле держались на изношенных нитях и рисковали окончательно рассыпаться. Реставраторы пересобрали блок и закрепили его новыми прочными нитями. Для книги изготовили переплёт по мотивам исторических изданий XIX века: плотный картон, покров из мраморной бумаги, а корешок и уголки выполнили из кожи, взятой из коллекции мастерской...
3 недели назад
Как научиться спокойно умирать: редкое издание XIX века
Тема смерти в XIX веке звучала особенно остро: эпидемии, войны, высокая смертность — всё это заставляло людей искать в религии и философии утешение и смысл. Не случайно в 1832 году в Москве вышла книга с длинным и выразительным названием: «Сокровища сладчайших утешений против ужасов смерти или изящнейший способ спокойно умереть». Перевёл её с иностранного московский священник Николай Виноградский. В реставрационную мастерскую издание поступило в кожаном владельческом переплёте. С момента выхода...
1 месяц назад
«Cor Ardens»: огонь, заключённый в кожу
Поэтический сборник Cor Ardens («Пылающее сердце») Вячеслава Иванова вышел в 1911 году и стал одним из ключевых событий русского символизма. Это произведение вобрало философскую глубину и стремление автора к синтезу искусства, веры и жизни. Книга издавалась в двух частях, каждая из которых имела самостоятельное оформление и судьбу. В мастерскую оба тома поступили с разномастными переплётами и ослабленными нитями, из-за чего тетрадные блоки начали расходиться. Заказчик попросил придать книгам единый вид и вернуть им прочность...
1 месяц назад
Голос античной мудрости
Когда мы открываем антикварные книги, время будто становится осязаемым: страницы пахнут стариной, а строки переносят нас в далекие эпохи. «Творения Гезиода» — одно из таких изданий. Переведённая Павлом Голенищевым-Кутузовым и отпечатанная в московской типографии Платона Бекетова в 1807 году, эта книга стала мостом между античным миром и русской читающей публикой XIX века. В мастерскую издание поступило в тяжёлом состоянии: переплёт из кожи полностью отошёл, а нити, некогда крепко удерживавшие страницы, почти истлели...
1 месяц назад
Новая жизнь Магдалины
Есть артефакты, не имеющие материальной ценности, но выступающие важнейшей семейной реликвией. Репродукция «Кающейся Магдалины» долгие годы висела в родительском доме нашего заказчика, и была свидетельницей тёплых, счастливых событий одной дружной семьи. Теперь, после реставрации, она займёт место в новом пространстве, сохранив свою глубокую связь с прошлым. Вся поверхность изображения оказалась смята, обзавелась кое-где резкими заломами, утратами по краям, а часть картины будто отрезали ножом...
101 читали · 1 месяц назад
Онегин в новом обличии
Представьте себе: великий роман в стихах, переписанный от руки аккуратным убористым почерком, строка за строкой рождается не на типографском станке, а в тишине комнаты, где кто-то старательно выводит каждое слово Пушкина. Перед нами именно такой рукописный экземпляр «Евгения Онегина». До реставрации у рукописи не было переплёта. Листы заметно состарились, края некоторых страниц истёрлись, на бумаге проступили пятна. Ослабшие нити почти не держали блок: он начинал расходиться, и каждая страница рисковала отделиться от соседней...
1 месяц назад
Сказки, переписанные вручную
Задумывались ли вы, как появлялись рукописные книги в XIX веке, когда печатные станки уже работали полным ходом? Для многих это был особый способ сохранить текст, сделать его доступным и личным. Переплёт экземпляра, пришедшего в мастерскую, со временем заметно пострадал: покровной материал потускнел и загрязнился, ткань корешка кое-где отошла, нити, скрепляющие тетради, ослабли. Из-за этого появились прорехи между страницами, а форзацы покрылись пятнами и потертостями, сохранив при этом владельческие подписи...
1 месяц назад
Бессмертные притчи Сумарокова
Знаете ли вы, что притчи — это не только народная мудрость, передаваемая из уст в уста, но и литературный жанр, в котором автор может тонко высмеивать пороки или прославлять добродетели? В XVIII веке они были не просто поучительным чтением, а способом вести общественный диалог. Именно такой сборник — «Притчи» Александра Сумарокова, изданный в Петербурге в 1762 году, — попал к нам в работу в мастерскую. До реставрации корешок книги оказался истончен, блок держался на честном слове. Мраморная бумага форзацев загрязнилась и кое-где выцвела, а кожаные элементы потеряли прочность...
1 месяц назад
Когда война становится мистикой: литографии Гончаровой в новом облике
Одним из самых ярких памятников русского авангарда периода Первой мировой войны стала серия литографий Наталии Гончаровой «Мистические образы войны» (Москва, 1914). Художница, стоявшая у истоков лучизма и русского неопримитивизма, сумела передать в этих работах тревогу времени, соединяя библейские образы с современными ассоциациями. Сегодня каждая оригинальная папка с литографиями — это не только произведение искусства, но и редкость, требующая особого подхода к хранению. Для издания мы создали уникальный футляр-«книгу» — настоящий объект искусства, разработанный дизайнером с нуля...
2 месяца назад