Найти в Дзене
Benza

Выйти из тени: чем может обернуться работа нелегальной заправки

Оглавление

В сфере заправок, казалось бы, навели порядок. В 90-е бизнес не отличался порядком и дисциплиной, но надзорные органы добились того, чтобы нечестные игроки рынка закрыли свои точки и отступили. Люди стали больше разбираться в своих правах и этим пользоваться – все давно знают, что на заправке можно попросить предоставить лицензию или документы, подтверждающие качество топлива. Водители быстро отвыкли заправляться сомнительной жидкостью с запахом бензина из бочки, которую подогнал кто-то из «братков». Все дружно переключились на сетевые АЗС, стало общим трендом заправляться на заправках одной сети, пользоваться кэшбеком, бонусами и быть приверженцем либо Лукойл, либо Газпром и т.д. У сетей появились свои, так называемые, «фан-клубы», которые могут привести ряд аргументов, почему бензин лучше или хуже у того или иного бренда. Но это лишь споры и обоснованных аргументов, как правило, ни у тех, ни у других нет. Другое дело с одиночными небольшими заправками...

В нише мини АЗС достаточно много добросовестного бизнеса, но репутацию ему изрядно портят нелегалы. Неужели мы движемся обратно в 90-е? В чем причина и как себя обезопасить, если вы хотите оставаться честным игроком в бизнесе?
Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Рынок забит «нелегалами»

Проверки в Ленинградской, Самарской, Саратовской и Новосибирской областях выявили бум нелегальных заправок. Теневые бизнесмены переоборудуют под передвижные заправки «Газели» и автобусы, открывают бензоматы в жилых дворах, продают некачественные бензин и дизель. Число таких теневых объектов по всей стране может превышать 1,5 тыс. Взрывы на заправках, где работа ведётся «кое-как», становятся причиной угрозы жизни граждан. Например, в 2021 году на незаконной газовой АЗС «Еврогаз» в Новосибирске пострадало более 59 человек.

Телеграмм мэра Анатолия Локтя, Новосибирск
Телеграмм мэра Анатолия Локтя, Новосибирск

Первая причина, почему заправки уходят работать «в тень» – чтобы не платить налоги. Топливная жила приносит государству неплохие доходы, поэтому и налоги в этой сфере растут. Это делает стоимость топлива более высокой для потребителя и одновременно снижает прибыль, которую приносит АЗС. В результате владельцы заправок пытаются обойти финансовые обязательства перед государством и «прячутся».

Вторая причина – это сложный и долгий процесс получения разрешений на открытие АЗС. Для многих предпринимателей создание собственной АЗС является выгодным и прибыльным бизнесом, но чтобы провести всё в рамках закона, для этого требуется много времени и денег. Не каждый малый бизнес к этому готов.

Третья причина – дороговизна топлива как ресурса. Мелкие игроки стараются предлагать топливо по меньшей цене, чем крупные компании, и рассчитывают на этом обогатиться. Здесь легко просчитаться, потому что цены могут резко подскочить. В мае в ряде регионов АЗС ощутили на себе, как это бывает. Стоимость бензина и дизеля поползла вверх: биржевая цена бензина АИ-95 достигла исторического рекорда – 60,6 тыс. рублей за 1 т. Причем прошлый рекорд был поставлен в августе 2021 года – 60,3 тыс. рублей за 1 т. (по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи). Между «рекордами» не прошло и года, что ещё раз говорит о том, что цены на топливо не сильно отличаются стабильностью.

Четвертая причина – это низкий уровень контроля со стороны правительства. В отдельных регионах теневых АЗС даже больше, чем легальных, – владельцы таких заправок имитируют названия и оформление брендов крупных ВИНКов и вводят клиентов в заблуждение. У надзорных органов связаны руки. На данный момент до конца 2023 года продлен мораторий на проведение проверок бизнеса, это касается и АЗС. Контрольно-надзорные мероприятия в отношении заправок пока проводят в только по предписаниям Генпрокуратуры. Это сильно сдерживает должный надзор.

В погоне за экономией на один раз...

Очевидно, что нелегальные заправки пытаются сэкономить. Сделать это можно, используя некачественный бензин или оборудование. Что касается второго, изготовители понимают запрос рынка и намеренно удешевляют топливозаправочные станции. Насторожить должно уже то, если вам предлагают станцию из дешевого сегмента, но без документов, разрешающих её эксплуатацию. Паспорт изделия обязательно должен прилагаться к заправочной станции. Это правило, которым нельзя пренебрегать.

Безопасность может обеспечить только станция, прошедшая контроль качества. Допуская, что ваша станция не прошла контроль, вы закрываете глаза на безопасность, а значит рискуете, что АЗС может в один прекрасный момент «схлопнуться». И хорошо, если без жертв... Какими серьезными могут быть последствия в этом случае, оценивайте сами.

Мини АЗС – легально

Несмотря на то, что в бизнесе, связанном с АЗС, всё достаточно запутано, он остаётся перспективным и всё больше субъектов пытаются занять свою нишу. Добиться успеха можно и с небольшой АЗС, главное работать по правилам, формировать свою клиентскую сеть и правильно продвигать. С этой точки зрения, совсем не верно рассматривать мини АЗС как привет из 90-х. Это перспективный формат, который помогает начать бизнес с нуля. Дальше всё будет зависеть от того, какой дорогой вы пойдёте к дальнейшему заработку...
Мы/
Benza – за легальный бизнес, прибыль и процветание!