Торговые сети, такие как X5 Group, ROSSKO, «Красное и белое» и др. наращивают темпы развития и все больше захватывают рынок, открывая внушительное количество магазинов. По сравнению с постпандемийными временами эта цифра увеличилась в три раза.
О том, какие тренды сейчас актуальны в ритейле в ИТ в интервью с директором ИТ Никитой Шебуняевым.
- Как ты думаешь тренд продолжится и усилится? Что ждет ритейл в ближайшие пару лет?
X5 Group еще несколько лет назад анонсировал свою стратегию. Они хотят в крупных городах полностью отказаться от работы кассиров, оставив как в Москве только 3-4 магазина со стандартными кассами. На данный момент в Санкт-Петербурге в магазинах остается 2-3 кассира на весь магазин, когда раньше их количество было 5-6. Другие ритейлеры тоже придерживаются данного курса, поэтому пока, я думаю, тренд продолжится и даже усилится.
- Возникают ли проблемные зоны в связи с обновлением формата работы?
Сокращая количество кассиров, ритейлеры экономят на зарплате, но сами магазины иногда страдают – их управляющие вынуждены в экстренных ситуациях сесть за кассу.
Также переход на кассы самообслуживания требует установки большего количества камер видеонаблюдения и системы контроля. От охранников торговые сети и магазины тоже постепенно отказываются, им становится невыгодно набирать персонал через ЧОП. Все эти действия увеличивают число краж и потерь. Раз в две недели проводится инвентаризация, таким образом контролируется уровень убытков – находятся ли он в допустимой зоне, если нет, то накладывается штраф на персонал.
Но думаю, процесс будет еще отлаживаться, и проблемные зоны минимизируются.
- На что ты хотел бы, чтобы наши заказчики обратили особенное внимание?
На грамотное составление техзадания и инструкций.
В работе с одним из наших крупных клиентов мы столкнулись с тем, что не были предоставлены инструкции, и наши инженеры были вынуждены связываться с предыдущим поставщиком для уточнения нюансов. Дело в том, что у каждой организации свое собственное ПО, под которое не так легко подстроиться.
Или другой кейс – произошел инцидент в магазине в Санкт-Петербурге, а руководство расположено на Дальнем Востоке. Без инструкции специалист остался без поддержки, один на один с проблемой, ему некому было звонить.
У X5 Group отлично отлажен процесс, есть полный перечень инструкций, которые регулярно обновляются. Это упрощает работу и им, и нам.
Мы понимаем, что многие компании только переходят на ИТ-аутсорсинг в полной мере, поэтому готовы проконсультировать по формированию ТЗ и инструкций. Вместе мы можем выстроить идеально отлаженный процесс.
- Какие запросы преобладают у наших крупных клиентов?
- Чем отличается реконструкция от открытия?
- Запросы на реконструкцию магазинов связаны с тем, что оборудование устаревает или заканчивается срок эксплуатации?
Ответы на эти вопросы в полной версии материала.