Все помнят волну дикой приватизации в начале 90-х. Но на самом деле крупный передел собственности на этом не закончился. И позже те, кто имел солидный начальный капитал могли стать миллионерами.
Как все помнят, в 1998 году резко упали цены на нефть. Падение цен на нефть значительно сократило экспортные поступления России и оказало давление на ее валюту и финансовое положение. Существовали проблемы, связанные с банковским сектором, такие как высокий уровень просроченных кредитов, слабое регулирование и недостаточная прозрачность. Кроме того, финансовое положение правительства было напряженным, с большим дефицитом бюджета и высоким уровнем долга.
В сочетании с другими факторами это вызвало обвал рубля более, чем в 2 раза и дефолт по гособлигациям. Банки заморозили валютные вклады, а часть из них и вовсе обанкротилась. Резко обвалились и акции многих компаний, особенно в долларовом эквиваленте. Равно как и стоимость любого имущества.
Вот тут-то на сцену вышли те, у кого доллары всё-таки были. Либо они спрятали их в кубышке. Либо вложили в какой-то не рухнувший банк типа Сбербанка, Альфа-банка и т.д.(но не во всех из них валюту выдавали по первому требованию). И на самом деле, многие из них получили не меньше , чем при первой волне, причём с гораздо меньшим риском попасть под бандитские пути.
Пусть у нас есть условный человек, имеющий 100 000$ на момент дефолта. Возьмём, например, акции Газпрома. На самом нижнем отрезке они торговались по 59 копеек. Курс доллара тогда был 16 рублей. В 2007 году курс составлял 25 рублей. Зато цена акций 330 рублей. После нехитрых подсчётов получаем, что владелец такой суммы увеличил бы своё состояние до 36 млн. долларов. Конечно вряд ли кому реально удалось купить по самой нижней цене. Ну так ведь завод в 90-е не каждый “отжал” в за 1/300 от его реальной стоимости, кому-то пришлось заплатить наверное “конские” ценники в 1/30 от реальной стоимости, а то и ещё дороже.
Так, например, “прогадали”, те кто вложились в Лукойл. Купив в сентябре 1998 года акции за 2,81 доллара они получили “всего-то” 91,5 в октябре 2007. Или наш условный человек имел бы примерно 3,25 миллиона долларов.
А вот если бы наш условный человек вложил деньги в акции сбербанка, то дело бы пошло веселее - он бы купил за 20 копеек акцию сбербанка в 1998 году, то выручил бы 100 рублей в 2007. Рост в рублях в 500 раз(!) или, вложенные 100 000 долларов превратились бы в 32 млн.
Я уж не говорю про “Норильский никель”, который в некоторый дни 1998 года можно было купить по рублю, а в 2007 он стоил больше 6000 рублей.
Аналогично КАМАЗ в октябре 1998 году можно было купить по 0,35 рублей. А в 2007 уже продавали по 130 рублей. Вложивший в него 100 тыс. долларов получил бы на выходе 22 млн.
Только в реальности, по данным газеты Коммерсант в сентябре-октябре 1998 года покупателей по такой цене вообще не нашлось. Видимо пошли покупить что-то более с их точки зрения перспективное. Что же касается всех остальных акций, то их активно покупали и люди в реальности становились миллионерами, а кто имел больший начальный капитал, то и миллиардерами.
Конечно, напрямую покупкой акций на бирже занималось меньшинство. Основные обьёмы проходили через внебиржевые сделки. Кроме того, как и в начале 90-х приватизаторы обращали внимание прежде всего на компании третьего эшелона, надеясь получить контрольный пакет и по факту получить ещё больший доход.
По итогу 1998 году произошел второй крупный раздел собственности , сравнимый с тем, что был в начале 90-х. После 1998 года и доныне больше таких разделов не было, были только переделы.