27 мая 1891-го года вдова бывшего чиновника городской Управы коллежского регистратора М.Т. Покровского Софья Николаевна Покровская подала в ту самую Управу прошение на постройку каменного двухэтажного дома и «исправления» существующего деревянного флигеля с террасой на собственном дворовом месте по улице Николаевской, 216.
Утвердили проект и выдали разрешение на строительство спустя неделю, но к постройке каменного особняка Покровская так и не приступила, а 17 октября 1903-го года самарский нотариус Арсений Кавский оформил продажу участка - в 300 квадратных саженей с флигелем, погребицей, амбаром и сараем общей стоимостью 621 рубль – в собственность нового владельца, А. К. Ершова.
Уроженец Петербурга Александр Константинович Ершов в 1880-м году «по окончании курса наук» в Императорском университете Святого Владимира по юридическому факультету был назначен кандидатом на судебные должности при Санкт-Петербургской Судебной палате, через два года – старшим помощником столоначальника одного из департаментов Министерства юстиции, еще через год стал заведовать крупным отделом департамента.
В Самару Ершова забросил очередной виток служебной карьеры, а именно – назначение на высокую должность Управляющего Самарской конторой Государственного банка. Проявив себя инициативным администратором, добился строительства для самарской конторы собственного здания на Дворянской и вошел в историю города своей яркой речью 24 марта 1911-го года на заседании Самарского биржевого комитета, посвященной строительству нового элеватора.
Ершов призывал «... упорядочить наконец хлебное дело и очистить зерно. Для этого надо построить гигантский элеватор, который дает возможность удержать хлеб в стране от выбрасывания на заграничные рынки во время понижения цен. Элеватор удержит излишки хлеба урожайных годов для неурожайных, даст уверенность банкам, исключит порчу хлеба» и отмечал, что «элеватор повысит закупочные цены на хлеб, увеличит состояние, покупную и платежную способность землевладельцев, посевщиков и крестьян. А так как землепашцев в губернии более 90 процентов населения – ясно, что от правильного хранения зерна зависит расцвет торговли и промышленности Самары».
Идею поддержали все члены биржевого комитета, причем единодушие проявили даже такие непримиримые противники, как «пивной король» Альфред фон Вакано и воинствующий трезвенник Михаил Челышев. Еще Александр Константинович Ершов был большим любителем музыки и всячески поддерживал Самарское отделение императорского русского музыкального общества, занимая в нем должность казначея.
Что касается купленного у С.Н. Покровской участка со строениями – в 1905-м году налоговые ведомости оценили стоимость усадебной недвижимости в 8094 рубля, из чего следует вывод, что новый владелец выстроил трехэтажный с подвалом кирпичный особняк в течение 1904-го года. Можно предположить, что строя незатейливое здание в традиционном кирпичном стиле А.К. Ершов воспользовался уже утвержденным проектом, оставшимся от прежней хозяйки – «добавив» к зданию еще один этаж.
Здание имело симметричную композицию, фланкировалось слегка выступавшими ризалитами. В ризалитах размещались проемы входов с полуциркульными перемычками и небольшими закругленными вверху окнами-трифориями над арками входов. Оформлены ризалиты плоскими пилястрами с узкими нишами, горизонтальное членение фасада выполнено междуэтажными карнизными поясами. Слегка оживляло строгий фасад разное в каждом этаже оформление прямоугольных окон – с иматицией клинчатых перемычек и квадратными нишами-ширинками в первом, веерными замковыми камнями и зубчатыми «фартуками» во втором. Оконные проемы третьего этажа – без наличников, зато в подкарнизном пространстве проходит узорчатый фриз визуально завершающего окна рисунка.
Сам уважаемый заведующий отделением Госбанка в своем доме не проживал, его роскошная квартира находилась в банковском здании на Дворянской. Дом на Николаевской строился как доходный – владелец вполне логично рассуждал, что особняк , выходящий на Соборную площадь, будет пользоваться спросом у солидных арендаторов. В 1906-м году в дом Ершова вселилась ревизионно-инспекционная служба контроля Самаро-Златоустовской железной дороги, работавшая там вплоть до революции.
Недолго правивший в Самаре КОМУЧ разместил здесь свое Ведомство государственного контроля. После окончательного установления Советской власти особняк в 1919-м национализировали и вновь предоставили инспекционной железнодорожной службе, теперь называвшейся Рабоче-Крестьянской Инспекцией Самаро-Златоустовской и Троицкой железной дороги.
После переезда железнодорожников в собственное здание на Комсомольской площади бывший особняк Ершова стал на время жилым домом, а после образования в 1971-м в Куйбышеве института культуры стал его общежитием.
Наиболее комфортной и «привилегированной» считалась дворовая часть здания с двухместными комнатами. Большой популярностью пользовался у студентов подвальный этаж – с душем, спортзалом с теннисными столами и репетиционными помещениями для учащихся музыкально-исполнительского факультета, а так же окнами, служившими входом и выходом после закрытия общежития в 23:00. Жильцами общежития были в свое время основатель группы «Руки вверх!» Сергей Жуков и создатель образа «Пчелки жу-жу-жу» из шоу «Кривое зеркало» Сергей Морозов.
Три года назад студенты СГИКа общежитие покинули. Ожидается масштабная реконструкция здания с последующим открытием «Самарских мануфактур», включающих ремесленные мастерские, образовательный центр, школу ремесла и дизайна, музей ремесленной культуры и стационарный штаб фестиваля «Том Сойер Фест».
В августе 2021-го на фасаде по улице Чапаевской стараниями волонтеров появился посвященный деревянному зодчеству арт-объект «Снято» - пополняющаяся коллекция наличников, ставен и дверей, снятых со старинных деревянных домов – уже снесенных или подлежащих сносу.
использованные в статье фото взяты из открытых источников винтернете