Найти тему
ИСТОРиКО

Сложная судьба "Зосеньки", без которой не могло быть победы во Второй мировой

Оглавление

Распахнулись тяжёлые ворота 92-го Горьковского артиллерийского завода, и из них выпорхнула лёгкая, изящная Зосенька – малышка с крутым нравом и железным характером.

О ней давно грезили бойцы на фронте – проста в обращении, не «жеманна», послушна, но в отношении врага хладнокровна и беспощадна.

Зосенька – ласковое имя, данное фронтовиками дивизионной пушке «ЗИС-3», «Ратш-бум» - прозвище, данное ненавидящими её немцами: звук её выстрела и разрыва их безмерно раздражал.

Самым узнаваемым символом Великой Отечественной, изображённым на многих открытках, самым распространённым памятником героям, приблизившим победу, она станет гораздо позднее.

Василий Грабин на фоне детища
Василий Грабин на фоне детища

А в начале войны путь этого орудия был тернист и начинался с подполья – в неё не верили, её запрещали, от неё отмахивались.

А ведь это был идеальный вариант для фронта! Мобильная, универсальная «Зося» была хороша и в борьбе с танками, и в подавлении огневых точек, и в уничтожении живой силы противника.

Но тыловики всегда были далеки от нужд и чаяний фронта. И идея массового производства пушки чуть было не была загублена на корню. Главный конструктор Василий Грабин не раз обращался к высшему военному руководству с просьбой рассмотреть его проект, который в условиях ведения боевых действий мог бы значительно облегчить жизнь и бойцам, и рабочим завода.

Василий Гаврилович не раз подчёркивал, что производство «ЗИС-3» никоим образом не обременит завод, ведь «Зося» - это улучшенный вариант пушки «ЗИС-2», уже запущенной в производство.

На производстве
На производстве

Постановка на поток «ЗИС-3» позволил бы вместо двух пушек («ЗИС-2» и «Ф-22 УСВ») выпускать одну. Она дешевле, чем «Ф-22», легче в изготовлении, гораздо удобнее и надёжнее.

Палки в колёса начал вставлять маршал Кулик – то ли боялся брать на себя ответственность за выпуск нового орудия и не хотел вызвать на свою голову гнев Сталина, то ли избегал лишних заморочек – пусть всё идет так, как идёт.

Даже увидя пушку в работе и выслушав мнения боевых офицеров, присутствующих на испытаниях, Кулик заявил Грабину:

«По-видимому, вы желаете простой жизни заводу. И это в то время, когда на фронте течёт рекою кровь! Эти пушки не нужны! Возвращайтесь на завод и увеличьте выпуск тех пушек, что уже есть!»

Грабин вернулся, но не для того, чтобы «увеличить выпуск» дорогих, тяжёлых и неудобных в использовании пушек, поставленных на конвейер. Он, невзирая на запрет, самолично запустил в производство свою «Зосю».

Нашей армии не хватало качественных, немудрёных дивизионных пушек – в этом Грабов был убеждён и отступать не собирался.

И не ошибся. Со временем, когда первые «ЗИС-3» были отправлены на фронт (надо сказать, неофициально), из всех точек от артиллеристов полетели хвалебные отзывы.

«Зося» работала на совесть – пробивала броню любого немецкого танка, а дульный тормоз был настоящей находкой: он уменьшал отдачу, менял направление пороховых газов, рассеивая их и уменьшая нагрузку на противооткатное устройство, давал возможность быстрой повторной наводки.

Грабин в своём упорстве дошёл до Сталина, который поначалу устроил настоящий разнос за самодеятельность. По воспоминаниям Василия Гавриловича, Сталин в сердцах со всей дури грохнул стулом об пол, прокричал, что у Грабина «инженерная чесотка» и приказал работать, как раньше.

Перевозка
Перевозка

На следующее утро ему позвонили из Госкомитета обороны и сообщили, что Василий Георгиевич оказался прав, что его пушка – это настоящий прорыв в технике. Было рекомендовано настоять на показе орудия в действии Сталину. На это Иосиф Виссарионович без особого энтузиазма, но согласился.

Повторные «показательные выступления» стали настоящим триумфом Грабова. Сам Сталин окрестил «ЗИС-3» «шедевром в проектировании». Вот так «Зося» стала героем ВОВ.

Ваши лайки очень помогут продвижению!

И просто подписывайтесь на канал! 👇