Найти в Дзене
ТРИ КИТА

Путь к ораторству: важные мысли из книги "Искусство речи в суде"

Все готово к заседению
Все готово к заседению

Хочу обратить ваше внимание на очередную прочитанную мною книгу «Искусство речи в суде» под авторством П.С. Пороховщикова. Эта книга вышла в свет в 1910 году, и как оказалось, не потеряла до сих пор своей актуальности. В ней отражено исследование об ораторском искусстве в суде. Также много практических советов вообще о ходе судопроизводства. Автор - опытный судебный деятель. Читая эту книгу, я открыл для себя кладезь ценной информации. Эта книга создала вектор на изучение следующих книг. О них в книге упомянуто. Книга написана понятным языком, с минимальным количеством слов из канцеляризма. Как я уже ранее акцентировал, в книге немало практических советов для работы с информацией, как действовать в судебных процессах, что можно и лучше говорить, а чего говорить и делать категорически нельзя.

Итак, представляю вам некоторые, особо понравившиеся тезисы (информацию) из книги.

·         В свое время, преподавая правоведение в училище, он не раз получал вопросы от семинаристов – «как лучше говорить в суде». Он всегда отвечал одним и тем же образом – «надо хорошо знать цитируемый предмет, превосходно обладать родным языком и быть в своем деле искренним;

·         Знайте, не исписав несколько сажен или аршин бумаги, вы не скажете сильной речи по каждому делу. Если только вы не гений. Примите это за аксиому и готовьтесь с пером в руке»

·         По совету А.Ф. Кони, не обязательно писать заранее текст, перед судебным заседанием, потому что мы не знаем всех обстоятельств. Всё в суде может поменяться в одночасье. Поэтому лучше изучайте материал, вдумывайтесь в него, составляйте план, в конце концов.

·         При подготовке к судебной речи, мысленно отделите обвиняемого от потерпевшего (отделите вообще всех участников суда друг от друга) и далее задавайте многочисленные вопросы, почему он поступил так, а не вот так, почему он оказался в этот момент один, почему использовал это, а не то. При этом не скупись на различные варианты вопросов – кто, что, где, когда, с какой целью, каким способом и т.д. Каждое новое выявленное обстоятельство может показать ситуацию с другой стороны – осветить иначе;

·         Отделите более значительные факты дела, расположите их последовательно по времени, и, остановившись отдельно на каждом, посмотрите, вперед – назад.

·         О непрерывной работе автор советует обдумывать дела в свое свободное время, когда ты идешь, или стоишь, или чем-то в этот момент занимаешься. Таким образом, вырабатывается верная мысль, или решение по конкретному вопросу;

·         Можно поступить следующим образом, берется лист бумаги, озаглавливается, и туда вносится информация, готовящаяся к размышлению. Вписывается все, что относится к этой теме, вопросу. Потом делается также со следующей темой – на отдельном листе. Через день или два, поднимаешь эти листы, зачитываешь их, и вносишь новые мысли, которые созрели к этому моменту. Через день или два, поднимаешь эти листы, зачитываешь их, и вносишь новые наблюдения, которые созрели к этому моменту. Но в первую очередь, это нужно перенести все «на ногах», обдумать, напряженно и непрестанно над каждым отдельным делом;

·         При изучении дела, обращайте внимание на слог письма потерпевших, подозреваемых. Необходимо многократно вчитываться, чтобы от взора ничего не ускользнуло. Важно понять психологию писавшего, душевное состояние, в котором он пребывал в момент составления документа;

·         Чтобы доказать виновность подсудимого, нужно излагать факты последовательно, в сжатом виде, и в третьих, с наибольшей простотой – и это всё искусство;

·         Изучайте дела, погружайтесь в них как можно больше, применяйте анализ. Изучайте событие со всеми подробностями, ничего не упуская. Разбирайте предположения, основанные на фактах. Изучайте вопросы с юридической стороны, даже если мы не уверены в правильном освещении дела;