Сложно представить человека, рожденного в СССР и не видевшего или хотя бы не знающего о монументе “Рабочий и Колхозница”, созданного выдающимся советским скульптором - Верой Игнатьевной Мухиной (1889-1953). График, сценограф, художник, а ещё мастер по художественному стеклу и фарфорист!
Вера Мухина родилась 1 июля 1889 года в Риге в зажиточной купеческой семье. Когда Вере было два года, от чахотки скончалась ее мать и семья переехала в Феодосию. В 1904 году умер отец и сестры переехали к дяде, Ивану Кузьмичу в Курск. Там девушки окончили гимназию и перебрались в Москву, где Вера стала учиться живописи, рисунку и скульптуре. В 1912-14 г. она жила в Париже, путешествовала по Италии. По возвращению в Россию, пробовала себя в разных сферах творчества: создавала эскизы костюмов к постановкам в театре. В 1918 - начале 1920-х занималась промышленным дизайном, разрабатывала эскизы этикеток, тканей, афиш
В 1925 году, на выставке в Париже, Мухина получила гран-при за коллекцию созданную в тандеме с модельером Надеждой Ламановой - элегантная женская одежда, изготовленная из дешевых простых материалов: ткацкого сукна, бязи, холста и бумазеи с пуговицами из дерева
По плану монументальной пропаганды, Вера Мухина создавала проекты различных идеологических памятников. Самым известным из которых и стал монумент “Рабочий и Колхозница”, за который в 1937 году скульптор была удостоена Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Это до сих пор один из художественных символов СССР и моя самая любимая скульптура!)
Кроме создания монументальных памятников советской эпохи, в 1950-х годах Вера Мухина создала несколько миниатюр на ЛФЗ. Самая известная - “Артист С.Г. Корень в роли Меркуцио в балете С.С. Прокофьева "Ромео и Джульетта". Работа выпускалась ограниченным тиражом и представляет коллекционный интерес
Вера Мухина любила работать со стеклом. Она создавала сервизы, наборы бокалов, вазы и даже бюсты из этого материала. После окончания войны, Вера Игнатьевна стала художественным руководителем Ленинградского экспериментального завода художественного стекла. К слову, Вере Мухиной приписывают создание еще одного знаменитого символа советской эпохи - граненого стакана, но это скорее вымысел. Зато знаменитая пивная кружка точно её - наверное!))
Вообще некоторые мистификации окружали Веру Мухину на протяжении всей жизни. Например её мужа, модного врача-хирурга Алексея Замкова, считали прототипом знаменитого профессора Преображенского из булгаковского “Собачьего сердца”
За свои творения Вера Игнатьевна Мухина была награждена пятью! Сталинскими премиями, многими правительственными наградами, была депутатом Верховного Совета СССР и заслуженным деятелем культуры. Однако при всем этом, скульптор не создала ни одного образа вождя народов. Причина такой избирательности была в том, что в 1930-ых от власти пострадал муж Мухиной и она всяческими способами отказывалась от работы
По легенде, Мухина согласилась выполнить скульптуру Сталина, но при одном условии - работа будет продолжаться в течение трех месяцев, и делаться будет только с натуры. Договоренность была достигнута и работы были назначены на весну 1953 г., но скульптура не была выполнена из-за смерти Сталина
Произведения Веры Мухиной находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Третьяковской галерее, Русском музее, Киевском музее русского искусства, Музеях Ватикана и других собраниях, и конечно на улицах и площадях наших городов
Понравилась статья?! Ставьте лайк и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ чтобы не пропустить новые публикации, они виды только подписчикам! Все самое интересное впереди!