Всем привет!
Сегодня снова расскажу пример из моей практики – на этот раз со счастливым концом 😊.
Хотя начало – нужно прямо сказать – у этой истории довольно драматическое.
Необычность истории также в том, что вопрос между клиентом и автосалоном удалось урегулировать в претензионном порядке, то есть обошлось даже без судебного процесса.
Итак, погнали.
Ко мне обратился клиент – назовем его Василий, поскольку имя и конкретные обстоятельства дела составляют адвокатскую тайну 😉.
Вот, кстати, и сам Василий! Ну ладно – образ Василия …
Василий был счастливым обладателем китайского кроссовера Geely Atlas, который был приобретен им новым в январе 2021 года в Москве в автосалоне у официального дилера.
Купил новую машину, ездил на ней, и не только не знал горя – но и, прямо скажем, радовался.
До тех пор, пока в один прекрасный день, в сентябре 2022 года автомобиль не загорелся 😐. Прямо на дороге ☹.
Пока Василий в диком ужасе, панике и судорогах, вместе со спонтанно пришедшими к нему на помощь другими участниками дорожного движения тушили полыхающий Atlas - успел выгореть весь моторный отсек, вместе с двигателем и коробкой передач.
Машину эту я потом видел – зрелище, скажу я вам, не для слабонервных!
И, вдобавок к этой беде – которая, как мы знаем, никогда не приходит одна – КАСКО у Василия не было.
То есть он буквально встал перед неслабой вероятностью столкнутся с серьезными убытками.
Василий приобретал Atlas еще в хорошие времена (напомню читателям – это был январь 2021 года), машина тогда стоила «всего лишь» 1,7 миллиона рублей.
Но после пожара годные остатки - ну, сами понимаете - их стоимость была бы копеечной. Ведь сгорел двигатель с коробкой передач, а эти агрегаты составляют от ½ до 2/3 и более стоимости автомобиля.
И Василий уже был готов впасть буквально в депрессию, но 😊 – на помощь ему пришел Закон РФ «О защите прав потребителей», и доскональный знаток этого закона в моем скромном лице 😉.
Вот оно – так, на всякий случай …
Для начала мы приняли решение обратиться к одному из официальных дилеров Geely (не продавцу) с требованием о проведении проверки качества автомобиля.
Проверка качества была проведена, и по результатам технического заключения специалиста-автотехника выяснилось, что «причиной пожара явилась разгерметизация контура системы охлаждения коробки передач, возникшая в результате производственного дефекта пластиковой трубки или быстросъемного соединения ее с термостатом системы охлаждения коробки передач».
Итак, первую проблему – с доказыванием ответственности продавца за качество автомобиля – мы решили.
Затем решили и вторую. Дело в том, что Василий не горел желанием восстанавливать – даже бесплатно – автомобиль после пожара, потому что, ну понимаете, ездить на погорельце – это такое себе 😐.
А вернуть дефектный автомобиль и потребовать уплаченные за него деньги можно не при любом дефекте – даже производственного характера – а только если он существенный.
В рамках работы над делом Василия я провел необходимый правовой анализ, и мы нашли обоснование того, что судебная практика позволяет квалифицировать возгорание именно как существенный дефект.
Подробнее об этом в описании под другим видео из моего канала – здесь - https://dzen.ru/video/watch/641dadbd2fb34f684c8ec656
Если подробно читать неохота, то поясню здесь вкратце.
Возгорание - существенный дефект автомобиля, поскольку это делает его использование по назначению опасным для жизни и здоровья потребителя!!!
Наиболее полно правовая позиция на эту тему выписана – для примера – в определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 27/12/2022 года по делу № 88-44510/2022, в соответствии с которым « ... С учетом изложенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что потребитель вправе обратиться с требованием о замене некачественного холодильника Samsung RF62UBRS, серийный номер I33742BZ800089N на холодильник этой же марки (модели, артикула) надлежащего качества, учитывая что выявленный недостаток делает использование товара по назначению опасным для жизни, здоровья граждан, что установлено проведенной по делу судебной экспертизой».
Упомянутый в определении по конкретному делу холодильник пусть Вас не смущает – с точки зрения Закона холодильник, телевизор, телефон или автомобиль – одно и то же. Все это – технически сложные вещи.
Кроме того, я нашел и другую позитивную судебную практику по данному предмету. Так что «погорельца» вполне можно вернуть и получить обратно покупную стоимость.
Далее – Василия очень беспокоила экономическая сторона вопроса.
Ведь покупная цена автомобиля в 2023 году уже сильно отличалась от января 2021 года, и Василий опасался того, что он на возвращенные деньги за Atlas, уплаченные в 2021 году сможет купить только Ладу 😐.
Беспокойство Василия было рассеяно, когда я сообщил ему, что в соответствии со ст. 24 Закона РФ «О защите прав потребителей» ему обязаны вернуть не только стоимость товара (1,7 миллиона), но и разницу в цене на текущий момент, а это – дополнительно еще более 1 миллиона рублей!!!
В итоге мы обратились с претензией к продавцу автомобиля, и Василий – даже без суда – получил совокупно более 2,8 миллионов рублей, в которые вошли:
- и покупная цена автомобиля;
- и разница в цене по состоянию на 2023 год;
- и затраты Василия на проверку качества (дилер первоначально отказался её оплачивать);
- и даже небольшая компенсацию морального вреда.
Так что все закончилось благополучно – благодаря детальному знанию Закона и того, как его применять. Ниже – при желании - Вы можете ознакомиться с соглашением, которое мы заключили с дилером.
А вот в этой статье - https://dzen.ru/a/ZG4TjESl-RKmSxOh?share_to=link - я подробно описываю алгоритм действий автовладельца в ситуации, когда с машиной явно что-то не так - но дилер не хочет ни видеть, ни слышать, ни заниматься проблемой.
Если описанная в данной статье ситуация похожа на Вашу - есть проблема с автомобилем и Вы хотели бы её решить - записаться на индивидуальную консультацию можно по телефону +7(906)716-28-51 или направив заявку в свободной форме по адресу электронной почты mailbox@ipoletaev-advocate.ru
Так что присмотритесь повнимательнее к Вашему автомобилю 😉. Может, у него тоже есть существенные недостатки – тогда можно вернуть его в салон и заработать на этом 😊. Закон позволяет при определенных обстоятельствах.
Причем вернуть можно не только автомобиль, находящийся на гарантии, но и если гарантия уже истекла, но с момента начала эксплуатации прошло менее 10 лет – просто в этом случае процедура несколько сложнее, но не критично…