- Вредничаешь? - спрашиваю я девятилетнего ребёнка.
- Да! - отвечает он.
Его мама обратилась с проблемой протестного поведения.
- Ребёнок всё делает на зло. Подходит с просьбой о помощи в выполнении домашнего задания. Я начинаю объяснять. Он начинает делать неправильно. Я злюсь. Кричу. И так во всём.
Поведение ребёнка имеет смысл. Он что-то хочет изменить этим поведением.
В данном случае за протестным поведением ребёнка скрывается желание гулять, больше времени проводить с друзьями.
- Если ей не нравится, то пусть отпустит погулять и отдохнёт!- объяснил ребёнок причину своего протестного поведения.
Он выбрал ложный путь достижения желаемого.
И здесь следует выстроить алгоритм получения желаемого, например:
1. Выполнил домашнее задание. 2. Навёл порядок(здесь может быть родительское поручение). 3. Пошёл гулять.
Неуместны фразы: "Если ты сделаешь вот это и это, то пойдёшь гулять. Если ты не сделаешь, то не пойдёшь гулять".
Задавайте вопросы, а не выставляйте условия:
- Выполнил первое? Выполнил второе?
- Нет.
- Сначала первое и второе, а потом третье.
С одним из подростков мы решили провести эксперимент. Путь к такому решению был не быстрым.
Договорились о том, что он выполнит домашнее задание, уберёт в своей комнате, подойдёт к маме и спросит:
- Мама, что мне надо ещё сделать, чтобы я был свободным и занялся своими делами?
Мама говорила, он делал.
Мама включилась в этот эксперимент, хотя ей было очень сложно не контролировать ребёнка в его свободное время.
Доверие между ребёнком и мамой стало укрепляться.
В другой истории причиной протестного поведения ребёнка было то, что мама требовала от ребёнка не сидеть в телефоне, убирать за собой посуду сразу же после еды, ставить обувь на место.
Но сама этого не делала, демонстрировала ребёнку противоположное. Разговаривала с ребёнком держа в руках телефон и отвлекаясь на смс и звонки.
- У меня важная работа. Мне постоянно могут писать и звонить по работе. Я так устаю, что вечером нет сил помыть посуду. Я встаю рано и убираюсь. Посуды было бы меньше, если бы ребёнок убирал за собой после обеда и ужина. Если бы обувь и вещи лежали по своим местам, то мне бы утром было меньше работы, - объяснила свои действия мама.
Просыпаясь утром и видя грязную посуду, разбросанные вещи, мама начинала злиться на всех, на неудавшуюся жизнь. "Заводила" себя так, что в моменту пробуждения всех членов семьи накал её раздражения был наивысшим.
- Лучше бы её не было! - с болью в голосе сказал мне ребёнок.
Вывод.
Дети протестуют, выбирая ложные пути достижения желаемого. Да, уважаемые мамы и папы, вы взрослые, вы сами решаете как жить и что делать, а поведение ребёнка реакция на ваши решения. Психологи помогут в этом разобраться.
Благодарю вас за отклики под статьёй и приглашаю вас разобраться с вопросами, которые вас тревожат.
© Все права защищены. Перепечатка статьи или фрагмента возможна только со ссылкой на этот сайт и указанием авторства
Арт-терапия для детей, которые беспокоят родителей.
Автор: Василакий Ирина Родионовна
Психолог, Отношения Эмоции Дети-ОНЛАЙН
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru