Найти тему
Записки репетитора

Почему я учу устаревшему умению пользоваться словарем

Да, да, все это уже устарело и не очень нужно. И есть телефоны, компьютеры и прочее. Но все же…

***

Спрашивает меня ученик (пятиклассник):

- А как узнать, как слово переводится? Все же слова знать невозможно.

Пятый класс, да. Язык изучают со второго.

- Ладно, - говорю, - юный падаван, сейчас я открою вам страшное сакральное знание. Примите его и несите другим малолетним де… не очень знающим людям. Для этого есть словари: русско-английские и англо-русские. Давайте попробуем справиться с этими ужасными инструментами.

Даю для начала русско-английский словарь – вроде как с родного языка начинать проще. Спрашиваю первое попавшееся слово. Знает ли он, как по-английски «озеро». Не знает. Ну вот, его и будем искать.

Я что ожидала? Что он откроет букву «о» и начнет искать в этом районе. И вслух озвучила:

- Открываете там, где буква «о», ищете слово, рядом будет перевод.

Мальчик открывает словарь на первой странице, где буква «а». И начинает страницы меланхолично по одной пролистывать. Я смотрю. Думаю. Потом говорю:

- Это буква «а». А слово «озеро» на какую букву начинается? Правильно, на «о». Если мы будем листать с первой буквы, мы до этой «о» еще долго не дойдем. После «а» будет буква «б». На эту букву слова «озеро» тоже нет. Скажите, пожалуйста, где в русском алфавите находится буква «о»: ближе к его началу, середине или концу?

Мальчик думает. Потом озвучивает плоды своей мыслительной деятельности:

- В начале.

- Оригинальный подход, - говорю я, - а расскажите-ка мне наизусть русский алфавит.

Он начинает рассказывать, причем правильно. Доходит до «о». Я опять:

- И где же тут начало? Видите, эта буква в середине. Так, может, имеет смысл открыть словарь примерно в середине и искать там?

Он прилежно открывает словарь, попадает на букву «п». Я на всякий случай сразу спрашиваю:

- Эта буква находится до «о» или после?

- До.

Я:

- А давайте опять алфавит наизусть.

Мальчик:

- «О», «п», «эр». А, ну да.

Пролистывает словарь. Находит «о». Я объясняю насчет второй и третьей буквы. И насчет того, что надо вверху страницы еще смотреть. То есть если вторая буква «з», то придется еще несколько страниц пролистать, прежде чем дойдешь, например, до «оза». И уже там искать.

Нашли «озеро», нашли перевод. Я хотела было вздохнуть с облегчением, но решила на всякий случай закрепить успех.

- Давайте еще слово найдем, например, «комната».

Что ж… Мальчик опять открывает букву «а». Повторяю инструктаж и наглядный показ. С третьего раза вроде справился самостоятельно.

Перешли к англо-русскому словарю. Предлагаю ткнуть в учебнике в неизвестное ему слово и начать его искать.

Тут все пошло еще хуже. Английский алфавит он знает в виде песни, с графическими изображениями букв эту песенную абракадабру он не ассоциирует. То есть это для него, как для меня японские иероглифы или арабские червячки.

Я не буду опять описывать примерно одно и то же. Но после третьего инструктажа и наглядного показа все нашли. )))

Тогда меня мальчик спрашивает:

- А зачем вообще все это надо? В Гугл-переводчик забить, он сам выдаст.

Кстати, как в телефоне правильно перевод искать, он тоже не знал, я показала.

***

Так вот, зачем это нужно.

А затем же, зачем нужно учиться складывать, вычитать и делить в уме, а не на бумаге. Хотя есть калькулятор.

Затем же, зачем нужно учиться писать. Хотя есть клавиатура – можно на ней все набрать.

Зачем?

Чтобы не было, как в моей истории с морской свинкой, которую утюгом гладили.

Чтобы уметь информацию искать, причем правильную, а не то, что тебе Гугл в первой строчке подсунул.

Чтобы не деградировать и не превратиться в элоев из «Машины времени» Уэльса.

Чтобы… Да можно еще много перечислять этих «чтобы».

А в целом, даже для того, чтобы пользоваться гаджетами (и электронным словарем в том числе) нужны, прежде всего, мозги и умение мыслить.

Вы согласны?

Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!

Кстати, примерно около 12 в Телеграме и ВК расскажу небольшую историю о ребенке кришнаитов. Так что если кому интересно – заходите! )

Вот о чем я писала 15 мая в прошлом году:

Зарисовка из жизни или упорное причинение добра

А мне очередной негативный комментарий прилетел. )))

Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.