Да, да, все это уже устарело и не очень нужно. И есть телефоны, компьютеры и прочее. Но все же…
***
Спрашивает меня ученик (пятиклассник):
- А как узнать, как слово переводится? Все же слова знать невозможно.
Пятый класс, да. Язык изучают со второго.
- Ладно, - говорю, - юный падаван, сейчас я открою вам страшное сакральное знание. Примите его и несите другим малолетним де… не очень знающим людям. Для этого есть словари: русско-английские и англо-русские. Давайте попробуем справиться с этими ужасными инструментами.
Даю для начала русско-английский словарь – вроде как с родного языка начинать проще. Спрашиваю первое попавшееся слово. Знает ли он, как по-английски «озеро». Не знает. Ну вот, его и будем искать.
Я что ожидала? Что он откроет букву «о» и начнет искать в этом районе. И вслух озвучила:
- Открываете там, где буква «о», ищете слово, рядом будет перевод.
Мальчик открывает словарь на первой странице, где буква «а». И начинает страницы меланхолично по одной пролистывать. Я смотрю. Думаю. Потом говорю:
- Это буква «а». А слово «озеро» на какую букву начинается? Правильно, на «о». Если мы будем листать с первой буквы, мы до этой «о» еще долго не дойдем. После «а» будет буква «б». На эту букву слова «озеро» тоже нет. Скажите, пожалуйста, где в русском алфавите находится буква «о»: ближе к его началу, середине или концу?
Мальчик думает. Потом озвучивает плоды своей мыслительной деятельности:
- В начале.
- Оригинальный подход, - говорю я, - а расскажите-ка мне наизусть русский алфавит.
Он начинает рассказывать, причем правильно. Доходит до «о». Я опять:
- И где же тут начало? Видите, эта буква в середине. Так, может, имеет смысл открыть словарь примерно в середине и искать там?
Он прилежно открывает словарь, попадает на букву «п». Я на всякий случай сразу спрашиваю:
- Эта буква находится до «о» или после?
- До.
Я:
- А давайте опять алфавит наизусть.
Мальчик:
- «О», «п», «эр». А, ну да.
Пролистывает словарь. Находит «о». Я объясняю насчет второй и третьей буквы. И насчет того, что надо вверху страницы еще смотреть. То есть если вторая буква «з», то придется еще несколько страниц пролистать, прежде чем дойдешь, например, до «оза». И уже там искать.
Нашли «озеро», нашли перевод. Я хотела было вздохнуть с облегчением, но решила на всякий случай закрепить успех.
- Давайте еще слово найдем, например, «комната».
Что ж… Мальчик опять открывает букву «а». Повторяю инструктаж и наглядный показ. С третьего раза вроде справился самостоятельно.
Перешли к англо-русскому словарю. Предлагаю ткнуть в учебнике в неизвестное ему слово и начать его искать.
Тут все пошло еще хуже. Английский алфавит он знает в виде песни, с графическими изображениями букв эту песенную абракадабру он не ассоциирует. То есть это для него, как для меня японские иероглифы или арабские червячки.
Я не буду опять описывать примерно одно и то же. Но после третьего инструктажа и наглядного показа все нашли. )))
Тогда меня мальчик спрашивает:
- А зачем вообще все это надо? В Гугл-переводчик забить, он сам выдаст.
Кстати, как в телефоне правильно перевод искать, он тоже не знал, я показала.
***
Так вот, зачем это нужно.
А затем же, зачем нужно учиться складывать, вычитать и делить в уме, а не на бумаге. Хотя есть калькулятор.
Затем же, зачем нужно учиться писать. Хотя есть клавиатура – можно на ней все набрать.
Зачем?
Чтобы не было, как в моей истории с морской свинкой, которую утюгом гладили.
Чтобы уметь информацию искать, причем правильную, а не то, что тебе Гугл в первой строчке подсунул.
Чтобы не деградировать и не превратиться в элоев из «Машины времени» Уэльса.
Чтобы… Да можно еще много перечислять этих «чтобы».
А в целом, даже для того, чтобы пользоваться гаджетами (и электронным словарем в том числе) нужны, прежде всего, мозги и умение мыслить.
Вы согласны?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
Кстати, примерно около 12 в Телеграме и ВК расскажу небольшую историю о ребенке кришнаитов. Так что если кому интересно – заходите! )
Вот о чем я писала 15 мая в прошлом году:
Зарисовка из жизни или упорное причинение добра
А мне очередной негативный комментарий прилетел. )))
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.