Найти в Дзене
ИстПросвет

Князь Семен Иванович Гордый – 13 лет успеха и преждевременная смерть во цвете лет

Оглавление

Семен Иванович по прозвищу Гордый – фигура в русской истории почти что проходная. Никто даже не спросит, за что его прозвали Гордым, за личные ли качества или за успехи в политике, а, может, за то и за другое вместе? Да и достоин ли он нашей памяти, как, например, Александр Невский или отец Семена – Иван Данилович Калита? Попробуем разобраться.

Семен Гордый родился 7 сентября 1317 г. и прожил жизнь в период острого противостояния между княжествами Северо-Восточной Руси за первенство. Отягчающим обстоятельством и одновременно дополнительным рычагом влияния была политическая и данническая зависимость русских княжеств от Каракорума и Золотой Орды. Немногим князьям удавалось пройти между струй, и самым успешным среди них в первой четверти 14 в. был Иван Данилович Калита.

Чем были недовольны удельные князья

Иван Калита умело действовал на всех фронтах. Он правдами и неправдами скупил ярлыки на Ростовское, Галицкое, Углицкое, Дмитровское, Белозерское княжества, чем несказанно обидел удельных князей; он разорил Тверь и способствовал казни тверских князей; у суздальского князя он пытался забрать Нижний Новгород; конфликтовал с ярославским князем;, переманивал в Москву как бояр, работный люд и крестьян, а с Новгорода требовал все новых и новых платежей.

Хан Узбек (1313-1341)
Хан Узбек (1313-1341)

Решение хана Узбека

Не случайно, что, услышав о смерти Калиты, князья повскакали на коней и тронулись в Орду, к хану Узбеку. Их предложение звучало: выдать ярлык на великое княжение Владимирское Константину Васильевичу Суздальскому, которому титул принадлежал по старшинству. Семена видеть своим «сюзереном» они не хотели, опасаясь продолжения им политики своего отца. Однако Узбек-хан рассудил, что московская линия князей ему ближе и полезнее всех прочих. Промурыжив Семена месяц-другой, хан назначил его старшим по региону. Ярлык указывал, что «вси князи Русскии под руце его даны».

Великий князь всея Руси

Когда Семен вернулся из Орды, он собрал в Москве всех удельных князей и на правах обладателя ярлыка предложил подписать договор. Князья напряглись, опасаясь подвоха, но Семен повел себя благородно: каждому князю он обещал безобидное владение своим княжеством, а всем вместе предложил «бысть им за один до живота». Грамоту дружно подписали и провозгласили в ней Семена великим князем всея Руси.

На великое княжение Семен венчался шапкой Мономаха в Успенском соборе г. Владимира. Головной убор еще не был столь красивым и завершенным, как при Иване III, но тулья и золотые пластины, из которых она сложена, уже существовали.

Новгород купеческий и торговый
Новгород купеческий и торговый

Посрамление Новгорода

В последнее семилетие перед смертью Калиты Москва и Новгород находились в недружественных отношениях, переходящих в состояние войны. Причина была банальной – Иван Калита нуждался в деньгах и требовал их от Новгорода под видом «запроса царева». Новгородцы понимали, что их обманывают, и артачились, Москва настаивала и, в итоге, тучки начали сгущаться не а шутку – Новгород вступил в союз с Псковом, а Калита заключил сепаратный мир с врагом торговой республики, литовским князем Гедимином. Он также занял Торжок, Устюжну и Белоозеро и держал их под своим контролем.

Семен решил, что Новгород нужно «дожать» и начал подготовку к активным действиям. Дружественный союз с князьями был ему в этом только на руку. Князья предоставили Москве свои дружины для похода на север. Когда войска дошли до Торжка, временно отвоеванного новгородцами, там вспыхнуло антиновгородское восстание, новгородские бояре вынуждены были бежать, а местные сторонники Новгорода подверглись казни.

Вслед за победой, одержанной в Торжке, в 1346 г. Семен заключил с Новгородом мир. Новгородцы признавали его своим князем и выплатили контрибуцию, как самому Семену, так и его помощникам, участвовавшим в походе. Другим успехом Семена стал распад военно-политического союза между Новгородом и Псковом и признание Псковской республикой московского князя своим сюзереном.

Князь Ольгерд (1296-1377)
Князь Ольгерд (1296-1377)

«Терки» с Литвой

Отдельную внешнеполитическую линию Семену пришлось выдерживать с Литвой, заметно усилившейся в середине 14 в. Великий литовский князь Ольгерд в 1341 г. пытался завоевать Можайск, обеспокоенный усилением Москвы, но, не имея союзников, вынужден был просить у Семена мира. Оба князя старались разыграть карту Тверского княжества. Примерно в то же время Семен женился на дочери Александра Михайловича Тверского и поддержал претензии его сына Всеволода на тверское княжение. Ольгерд со своей стороны в 1349 г. женился на Ульяне – следующей дочери Александра Михайловича Тверского. Тогда Семен выдал свою дочь за сына удельного кашинского князя Василия Михайловича, влиятельного сторонника Твери.

Единственным военным успехом (хотя и временным) был поход Семена Гордого на Смоленск в 1351 г., который в то время тяготел к Литве, в результате которого московский князь заставил Смоленское княжество «отложиться» от Ольгерда.

Итоги жизни и княжения

Семен Гордый умер от пандемии, которую исследователи отождествляют с «Черной смертью», с чумой. Ему было тогда 35 лет. Незадолго до его кончины их жизни ушли два малолетних сына великого князя (Иван и Семен). Лежа на смертном одре, Семен завещал своей беременной жене Марии все свое достояние, надеясь на то, что она передаст его будущему сыну.

В сознании умирающего князя теплилась мысль о наследнике великокняжеской власти, но историю семейства Рюриковичей пошла по другому пути, и московским и владимирским князем стал младший брат Семена, Иван Иванович Красный.

Семен Гордый, князь Московский и великий князь Владимирский (1317-1353)
Семен Гордый, князь Московский и великий князь Владимирский (1317-1353)

Постскриптум

Отвечая на поставленный в заглавии статьи вопрос: достоин ли князь Семен нашей памяти? – во-первых, нужно сказать, что все исторические деятели достойны памяти. Что же касается Семена Гордого, то в одном можно не сомневаться – он был талантливым политиком, умел прислушиваться к умным советам (того же митрополита Феогноста или тысяцкого Василия Вельяминова), последовательно действовал в интересах Московского княжества и, следовательно, был хорошим князем. Жаль лишь, что умер слишком молодым, но тут уж ничего не поделаешь, каждому отведен свой черед.

На этом всё. Пока. Подписывайтесь. Встретимся в другой раз

О неточностях и опечатках сообщайте автору