Вернемся к стилистике. Как я говорила на курсе, стиль и смысл в текстах – это то человеческое, что невозможно измыслить механикой нейросетей. Выиграет битву за место под солнцем тот, чей язык будет наиболее тонок/ярок/экспрессивен/певуч/оригинален/и тд. в передаче важного, глубокого, общечеловеческого смысла. Истории сами по себе – чистая сюжетность – это не достижение, это вполне легко сгенерирует сеть.
Ну и после громкого вступления пройдемся по чисто техническим моментам.
ПЕРСОНАЖИ.
Возьмем два примера – сухое и развернутое описание:
1.«Это была молодая девушка со светлыми волосами, довольно худенькая»
В таком духе очень многие описывают героев. О чем говорит это описание? Как оно характеризует героиню, какой создает образ? Через пару страниц, если не раньше, этот персонаж полностью сотрется из памяти читателя. Ничто не зацепило его внимания, ничто не возбудило интерес, ничто не создало образ. Какая главная черта персонажа – на что надо обратить внимание, как описание одной чертой может передать образ? Может, девушка прячется за длинными волосами, может она горбится, обхватывая себя тонкими руками, и мы поймем – она стеснительная, она беззащитна или у нее проблемы, или же эта девушка томно откидывает на спину длинные волосы и худоба ее изящная, она несет себя, как фарфоровую куклу. Ведь тоже понадобится всего одно предложение. А если эта уверенная девушка споткнулась, она может засмеяться над собой. А если она, наоборот, рассердится, замкнется и станет раздражительной, то нам станет ясно, что она на самом деле неуверенна под всей этой великолепной маской.
Или другой пример:
2.«Он смотрел в ее миндалевидные глаза с поволокой, удивительного изумрудного оттенка с золотыми крапинками; рассматривал нежную кожу персикового оттенка тугих щек, водил взглядом по пышной груди, мягким бедрам и тонкой талии и тд с кучей подробностей описания»
Вопросы те же самые, что и к первому примеру. Что это описание говорит о персонаже – наблюдателе и его объекте? Характеризует ли это «его», который смотрит, и как? Характеризует ли это «ее», на которую смотрят, и как? Нет. Но ведь можно прописать, что он смотрел в ее глаза со страхом или надеждой, или безразлично водил взглядом по телу, и мы уже поймем сценку. А будет одно предложение, быть может развернутое, но с подробностями отношений, реакций, невысказанного чувства между персонажами – равнодушия, страсти, ненависти и тд. Или можно описать один только жест героини – потянулась к нему, а он не ответил, и она смутилась. Да что угодно, но наполненное определенным смыслом, чувством.
Стиль – это всегда ёмкое выражение, это точность выражения, максимальная экспрессия для одной фразы.
____________________________
Анна Гутиева
3