Найти тему

Мода злословия. В войне за «Оскар» все средства хороши?

На этой неделе в рамках «Киносреды» была прекрасная романтическая комедия, переносящая в безмятежные 50е.

Однако они не такие уж безмятежные, как кажется.

Помимо напряженных отношений между главными актерами во время съемок [а именно так и было, поскольку Богарт который в последний момент заменил Кларка Гейбла, хотел видеть в главной роли свою супругу - Лорен Бэкол. И ни раз негативно отозвался о работе Хэпберн], после них неизбежно следуют церемонии вручения премий уже со своими драмами. С одной из номинаций как раз и связана скандальная история.

Чтобы кто ни говорил, но статуэтка «Оскар» - одна из наиболее значимых и востребованных наград в индустрии, причем не только для актеров и кинокартин, за которыми многие так пристально следят, но и для художников разного рода. Не чуждо это и тем кто отвечает за одежду.

У Эдит Хэд, художника по костюмам, на счету уже было целых 5 "Оскаров". И именно за Сабрину она получит шестой. 

Кстати, Хэд является одной из рекордсменок по количеству статуэток и имеет самое большое количество наград среди женщин.

Правда, история с костюмами к фильму «Сабрина» не вполне однозначная. Впрочем, не только с ним.

-2

К моменту съемок Одри Хэпберн уже успела прославиться оскароносной ролью в «Римских Каникулах» и будучи восходящей звездой вполне могла настаивать на своих желаниях.

-3

У актрисы были свои идеи по поводу стайлинга, а режиссер картины Билли Уайлдер был на её стороне. Французские наряды? Ну, так почему бы не из Парижа? Надо ли говорить, что именитая Эдит в восторге от этого не была?

-4

В своей книге 1959 «The Dress Doctor: Prescriptions for style. From A to Z», Хед говорит, что она была опечалена таким поворотом событий.

«Режиссер разбил мне сердце, предложив, чтобы, пока «дочь шофера» была в Париже, она на самом деле купила парижские наряды. Мне пришлось утешать себя платьем с вырезом-лодочкой, завязывавшимся на каждом плече — широко известном и скопированном как «декольте Сабрины».

обратите внимание на этот момент - чёрное платье с бантами, она приписывает себе. В тот момент люди знакомые с Хэд скептически отнеслись к этому заявлению, поскольку уж очень дизайн отличался от того что делала художница ранее, и был куда больше похож на почерк кутюрье.

Но в итоге продюсеры, студия, актриса и художница пришли к соглашению и Одри поехала в Париж. Ей посоветовали модного тогда Кристобаля Баленсиага, однако, времени у него не нашлось и он предложил своего коллегу Юбера Живанши.

Живанши в студии в 1955
Живанши в студии в 1955

Сам Живанши, когда ему сказали, что приедет Хэпберн, рассчитывал в своей студии увидеть куда более известную тогда Кэтрин [кстати, эта актриса перестала появляться на церемониях «Оскар» несмотря на свои номинации и вела почти затворнический образ жизни - удивительное дело, другие голодают а она постится].

Кэтрин Хэпберн
Кэтрин Хэпберн

В итоге, каждый хотел не того, что получил. Но то, что оба они получили, в итоге, вылилось в прекрасный дружеский и рабочий союз на долгие годы.

В 1991 Хэпберн сказала о Живанши:

«Мне хватит слов чтобы выразить 40 лет дружбы, и его одежда для меня была не только волнующей, но и вселяющей в меня уверенность».
-7

Из французской поездки Хэпберн увезла с собой несколько нарядов и эскизов для съемок. Что было использовано в образце, а что сшито заново, точно установить невозможно. Общепринятой практикой в то время было создавать несколько копий нарядов чтобы иметь возможность менять их во время съемочного процесса - в конце концов платье вещь утилитарная - легко пачкается и рвется. Доподлинно мы знаем, что Живанши, по чьим эскизам [как минимум] были созданы наиболее эффектные наряды для фильма, даже не был упомянут в титрах. 

Еще бы.. делить с кем-то славу, тем более с каким-то французом. Да и вообще, не слишком приятно признавать, что наиболее интересные образы фильма принадлежат не тебе, поскольку, в целом, одежды в фильме не так уж много. Кроме того, в своей победной речи Эдит Хэд Живанши не поблагодарила и даже не упомянула. А после настаивала на том, что статуэтка её, поскольку вещи были созданы её департаментом и цехом.

Утверждала что именно она придумала все идеи, а Хэпберн сочинила историю чтобы просто бесплатно получать одежду от французского кутюрье.

Более того, когда наряды стали популярными у публики, она без зазрения совести стала подписывать изображения с эскизами.

И в конце концов даже выкупила чёрное платье у Paramount для своих выставок-ретроспектив моды, во время которых назвала платье - своим дизайном.

-8

Позже, спустя годы, в 70х, она признается, что слукавила, но не отдавать же обратно приз, в конце концов. А уже спустя годы после её смерти в 1981 сам Живанши наконец расскажет что действительно он был автором идей к французским образам Сабрины.

В 2017 году произошло новое явление платьев из фильма.

-9

Одно из платьев, то что для бала, было случайно обнаруженно в сундуке, чудом избежав участи попасть в комиссионку, и стало частью «Аукциона личного имущества Кэрри Фишер и Дебби Рейнольдс», распродажи, проведенной в октябре 2017 года аукционным домом Profiles in History,, специализирующимся на вещах из шоу бизнеса. Дэбби Рейнольдс помимо актерской карьеры, была известна тем, что собирала и хранила голливудские костюмы и реквизит. И трижды участвовала в аукционах Profiles in History в период с 2011 по 2014 год. Среди лотов было представлено множество культовых костюмов, в том числе культовое черно-белое платье Хепберн от Сесила Битона из фильме «Моя прекрасная леди» 1964 года, которое было продано за 3,7 миллиона долларов. Возможно ли, что она не знала, что платье Сабрины было в одном из сундуков?

«Это действительно одно из четырех или пяти самых известных платьев в истории кино, и мы чуть не пропустили его,

— сказал Джо Маддалена, президент и генеральный директор Profiles in History, в 2017 году. —

Дебби могла и не знать, что у нее такое платье. За эти годы она купила так много вещей, что в какой-то момент, вероятно, просто забыла об этом».

Маддалена отметила, что конструкция платья подтверждает идею о том, что оно было создано в отделе костюма Paramount.

«Платье от кутюр полностью закончено внутри, — рассуждала она— Костюмы, созданные в студии, внутри незаконченные, поэтому костюмер может быстро открыть и закрыть их, если это необходимо на съемочной площадке».

Как бы там ни было, Хэпберн после крайне щекотливой ситуации с костюмами чувствовала себя некомфортно перед дизайнером.

И новая картина [хотя между ними была ещё «Война и мир» но костюмы тогда делались в итальянской студии на месте съемок] «Забавная мордашка» 1957 года, вновь снималась в Голливуде. Обретя ещё больше славы и силы, Хепберн получила возможность не только потребовать услуг Живанши для фильма, но и надлежащего указания в титрах.

-10

А когда были объявлены номинанты на премию Оскар 1958 года, Живанши разделил номинацию за лучший дизайн костюмов с Хэд. Пара, однако, проиграла Orry-Kelly, который получил награду за свою работу в Les Girls с Джином Келли и Митци Гейнор в главных ролях.

Кстати, так же известно, что Хэд не единожды попадалась на плагиате.

Чтобы получить свою первую работу в студии Famous Players-Lasky Studio (позже она станет Paramount), ей требовались эскизы, поскольку у нее самой были лишь марины, то она, пройдясь по сокурсникам из школы искусств, собрала лучшие пейзажи, скетчи, натюрморты, акварели, в общем всё.. и просто стерла чужие имена, представив работы как свои.

Тогда обман вскрылся, но руководитель департамента взял её под свое крыло и научил рисовать.

После финального Оскара за работу на “The Sting” на нее подала в суд иллюстратор, утверждая, что работа была сделана не Эдит.

А небезызвестный Боб Макки [вы можете знать его по нарядам для Шер]

сказал об этом:

«За “Sting” она получила больше внимания прессы, чем за то, что когда-либо делала, а она даже ничего не сделала».
-11

Даже её биограф David Chierichetti как-то сказал:

«Ложь давала ей ощущение контроля..Её ложь даже больше, чем её непомерные амбиции настраивала людей против неё»

Что сказать, с одной стороны, присваивать чужую работу - это низко и недостойно, с другой - победителей не судят. Фильмографии Эдит Хэд может позавидовать любой актер, на её счету десятки легендарных картин 20 века и самые значимые звезды.

Как по вашему, в войне за Оскар все средства хороши?

Не забудьте поставить лайк и подписаться, чтобы не пропустить новые интересные истории.

-12
-13
-14
-15
-16
-17