Скандальный образ, поп-культура, эксцентризм, сюрреализм, вечная любовь, писательская карьера, многочисленный аллюзии — все это про гения Сальвадора Дали. Обо всем по порядку.
Сальвадор творил в ХХ веке, когда мир захлестнула волна новых течений искусства. Прорвавшись среди талантливых современников, Дали остается одним из самых знаменитых деятелей Испании до сих пор. Многие знают его как представителя сюрреализма, но, как мы упомянули выше, Дали был многогранен в своих творческих проявлениях. Можно сказать, что из своей жизни он сделал психоаналитический холст, рассмотрение каждой детали которого может стать темой для диссертации по психологии. Без сомнений, сюрреализм проходит красной нитью во всех его работах, но правильнее было бы сказать, что Сальвадор и сам воплощение сюрреализма. А подтверждает это легкое (а может и не очень) безумство его личности.
Однако в начале своего пути художник творил в стиле импрессионизма и кубизма.
А потом пришел к сюрреализму, которому характерно причастие к причудливому, сумасшедшему, нелогичному, иррациональному. В этом стиле совмещается сон и реальность под эгидой абсурда. Спустя несколько лет исканий, в 1929 году, Дали присоединяется к группе сюрреалистов, но через 7 лет, не найдя с ними общий язык, уходит со словами «Сюрреализм — это я». А в дальнейшем доказывает это самопровозглашение. Но в группе сюрреалистов он нашел вечное вдохновение в лице Галы — его будущей жены, которая взяла на себя обязанности арт-менеджера, няни и музы. Такая забота незамедлительно дала свои плоды — в это время Дали написал множество культовых работ, в том числе «Постоянство памяти» и «Лицо Мэй Уэст».
В 1969 году Дали увлекся скульптурой, так как ему нужно было создавать объемные модели своих же несуразных образов. Это помогало понять идею, воплощенную на холсте.
Дали также увлекался наукой. Он не только читал работы Эйнштейна, Шредингера и Зимана, но и изучал недавно что изобретенную голограмму Денниса Габора, пытаясь применить ее в своих работах. Он играл с оптикой, писал стереокартины и бинарные полотна. Вот, например: Дали, повернувшись спиною, рисует портрет Галы, повернувшейся спиною и увековеченной виртуальными роговицами, отраженными в шести зеркалах.
Так как сюрреализм — это про искусство «над реальностью», то есть во сне, Дали придумал свой метод искусственного создания галлюцинаций. Он вызывал у себя расстройство сна. Дали садился на стул, брал маленькую десертную ложечку и засыпал, видя в первой фазе сна странные образы. Когда предмет падал из рук, он просыпался и зарисовывал увиденное. Таким способом была создана картина «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения».
И все-таки, многие историки искусства жирно подчеркивают персоналию Галы в жизни Сальвадора. Когда ради художника женщина бросила мужа, она сказала: «Мой мальчик, мы не расстанемся никогда», — и сдержала слово. Гала сделала Дали популярным на весь мир. Он даже стал подписывать свои работы двойным именем: «Гала — Сальвадор Дали». Когда художник терял интерес к живописи, она предлагала ему другие идеи. Например, создание дизайнерской мебели. Диваны в форме женских губ, слоны на тонких ножках или причудливые часы — все это дело рук Дали.
Дали посвятил Гале десятки картин. На них она изображена с горделивой осанкой, легкой улыбкой и строгим взглядом. Дали и Гала были вместе больше 50 лет. Художник писал: «У нас с Галой словно медовый месяц. У нас такие идиллические отношения, каких не было никогда прежде. Чувствую, как ко мне приближается мужество, которого мне все еще не хватало, чтобы окончательно превратить свою жизнь в шедевр героизма. Чтобы добиться этого, мне придется ежеминутно совершать деяния, достойные героя». В автобиографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали» он много описывал свои отношения с возлюбленной. Там художник писал «Самое главное на свете — это Гала и Дали. Потом идет один Дали. А на третьем месте — все остальные, разумеется, снова включая и нас двоих...».
Гала умерла в 1982 году. Тогда Дали начал вести затворническую жизнь, почти не создавал и впал в депрессию. В 1989 году Дали скончался и завещал похоронить его таким образом, чтобы по могиле ходили люди. Поэтому тело художника замуровано в полу одной из комнат музея Дали в Фигерасе.