Апрель 1945-го. Генерал Вальтер Венк начинает последнюю операцию вермахта под Берлином. В случае её удачи советское наступление могло быть остановлено. Невероятно? Да. Но события, связанные с операцией «Зонненвенде», дают богатую пищу для спекуляций.
«У нас ещё есть Венк…»
23 апреля 1945 г. Совещание в бункере Гитлера. Фельдмаршал Кейтель докладывает о безнадежном положении на фронте:
- Армейская группа Штейнера, которой было поручено выдвинуться к Берлину с севера, фактически прекратила свое существование.
- Сильно поредевшая 9-я армия генерала Буссе плотно окружена на юге. Войска Жукова и Конева вот-вот соединятся и возьмут Берлин в кольцо.
- Берлин продержится в лучшем случае неделю.
Генерал Йодль предлагает фюреру эвакуироваться в Баварию. Тот впадает в ярость, запрещает кому-либо даже заикаться об эвакуации, затем успокаивается и произносит как заклинание: «У нас ещё есть Венк… У нас ещё есть Венк…»
Эти кадры показаны в фильме «Освобождение». Зрителю было понятно: товарищ Гитлер окончательно сбрендил. Берлин зажат Красной армией в плотные тиски и ничто не может его спасти. Тем не менее, надежды Гитлера были небезосновательны.
Однажды генерал Венк уже совершил чудо.
Военный талант
Венк относился к категории военачальников от Бога. Таким же был в Гражданскую полковник Каппель, который, будучи в значительном численном меньшинстве и командуя плохо вооруженными людьми, умудрился не просто отбросить красных, но и разбить их наголову.
На что можно было рассчитывать
Положение немецкой армии было хуже, чем положение русских под Москвой. Германия воевала на два фронта, она была зажата с запада и востока, и шансов устоять в этой ситуации у неё не было. Однако такие шансы могли появиться, если бы можно было ликвидировать один из фронтов.
Для этого нужно было поставить преграду русским на востоке и договориться с американцами и англичанами на западе. Переговоры с ними уже велись и велись успешно. Американцы были податливы. Кто знает, на какие уступки они пошли бы, имея перед собой реальную цель остановить большевизм в Европе.
Для реализации этих планов была разработана операция «Зонненвенде» («Солнцестояние»).
Планы генерала Венка
В феврале 1945 года войска 2-го Белорусского фронта под командованием Рокоссовского наступали в Восточной Померании, в то время как 1-й Белорусский фронт Жукова двигался южнее на Берлин. Гитлер решил нанести удар во фланг Жукову и таким образом кардинально изменить положение дел.
Для реализации этой задачи из трёх самых боеспособных армий (2-й, 9-й и 11-й) была создана мощная группировка «Висла», представлявшая из себя внушительную силу и реальную угрозу для противника. Поскольку Гитлер уже не доверял своим генералам, он поручил командование этой армейской группой рейхсфюреру Гиммлеру. Однако генерал Гудериан ценой невероятных усилий убедил фюрера прикомандировать к Гиммлеру полковника Венка для руководства наступлением, поскольку Гиммлер был бездарен как военачальник. Фюрер яростно сопротивлялся, но в конце концов сообщил Гиммлеру: «К вам прибудет Венк. Он возглавит военную операцию.»
Венк разработал план наступления, 14 февраля оно началось и в первые три дня развивалось с невиданным успехом. Над частями 1-го Белорусского фронта нависла опасность отката назад. Казалось, что фланговый удар может сработать.
Роковая случайность генерала Венка
В ночь с 17 на 18 февраля Венк возвращался в свой штаб с совещания у фюрера. Фюрер требовал присутствия Венка на этих ежедневных совещаниях, хотя тому приходилось каждый день проделывать по 200 км., чтобы туда попасть. Венк был измотан и не спал много суток. Когда он увидел, что его водитель буквально засыпает за рулем, он приказал ему перебраться на пассажирское сиденье. Но, не успев сесть за руль, он тут же отключился сам. Машина на полном ходу врезалась в парапет моста и загорелась. Шофер успел вытащить Венка и потушить его китель. Венка доставили в больницу Шарите с множественными переломами и сотрясением мозга.
Как только Венк попал в больницу, наступление группы армий «Висла» немедленно захлебнулось. Руководить войсками Вермахта в Померании было больше некому и перелом в войне подобно тому, что произошел под Москвой, не случился.
Потсдамское чудо Венка
Не успел Венк едва-едва оклематься, как фюрер потребовал его возвращения на фронт. Венка произвели в генералы и назначили командующим 12-й танковой армией. Венк поинтересовался у адъютанта Гудериана, сколько танковых подразделений имеется в 12-й армии. Тот вместо ответа показал жестом цифру «0»: в распоряжении Венка был только один противотанковый батальон.
И всё же Венк совершил почти невозможное. 28 апреля он прорвался к Потсдаму, окруженному со всех сторон Красной армией, и установил связь с бункером. Он доложил, что не может более наступать и начинает отход. В течение нескольких дней Венк удерживал коридор, по которому население Берлина могло эвакуироваться на запад. В первых числах мая он аккуратно переправился через Эльбу и сдался американцам.
Помните, что сказал Штирлиц, «перевербовывая» радистку Кэт? По сценарию его фраза преподносилась зрителю как пропагандистская бравада, но вот вопрос: могла ли она осуществиться, если бы не роковая случайность генерала Венка?