Найти в Дзене

Паранойя - частый симптом деменции. Как на нее правильно реагировать?

Публикуем отрывок из книги известного геронтолога Лоры Уэймен "Поговорим о деменции", в котором врач рассказывает о клиническом случае паранойи у пациентки с деменцией и объясняет, как в такой ситуации реагировать родственникам.

"Однажды в агентство надомной помощи, которым я руководила, позвонила женщина средних лет по имени Сью. Сью была ближайшей родственницей своей старой тетушки Эдны и жила в нескольких часах езды от нее. Я взяла трубку кризисной линии, и Сью препуганным голосом изложила: "Тетя Эдна живет одна в большом доме, и до сих пор все было хорошо. А теперь я волнуюсь, потому что утром она позвонила мне, попросила срочно приехать и выгнать из ее гостиной клоунов"...По всей видимости, эти "клоуны" не давали Эдне спать всю ночь, требуя вернуть вещи, которые она у них забрала. Они отказывались уходить, и Эдна была очень напугана...

Я сказала, что буду у Эдны в течение часа, чтобы оценить обстановку. Когда я приехала к дому Эдны, она тепло поприветствовала меня у дверей и сразу пригласила войти. Я объяснила, что у меня есть опыт общения с клоунами и прочими непрошенными гостями и мне уже не раз удавалось выдворить подобных субъектов с частной территории. Эдна взглянула на меня с огромным облегчением. "На прошлой неделе я вызвала полицию, - объяснила мне она со вздохом, - но они сказали, что никаких клоунов нет. И уехали, оставили меня с ними одну".

Фото / Издательство Olympus Business
Фото / Издательство Olympus Business

Она радовалась, что я поверила и захотела помочь ей. Чтобы человек с деменцией сам повел меня по своей Стране Чудес, я всегда использую в разговоре открытые вопросы. Это дает понять восприятие больного и проникнуть в его реальность. Вопросы должны начинаться со слов "кто", "что", "где", "когда", "как".

- Где эти бессовестные клоуны? - спросила я.

Эдна указала на большой диван.

- Вот же, все трое сидят, как видите, - вздохнула она, досадуя на мою непонятливость.

Я посмотрела ей в лицо и поняла, что она действительно видит клоунов, сидящих прямо напротив нас. Для нее они были абсолютно реальны.

Я подошла к дивану, где расселись клоуны, и твердым, уверенным голосом произнесла:

- Зачем вы пришли? прошу вас немедленно уйти отсюда!

Эдна включилась в разговор и снисходительно заметила в мою сторону:

- Да они за одеждой пришли. Я уже всем говорила.

Не отводя взгляда от "клоунов", я спросила Эдну:

- А где одежда?

Эдна проводила меня в свою спальню и подвела к переполненному платяному гардеробу. Я попросила дать мне те вещи, которые требовались клоунами. Ни секунды не сомневаясь, она вынула из шкафа несколько ярких вещиц и протянула мне...Я понесла вещи к себе в машину. Выходя из дома, я оглянулась через плечо и сказала несуществующим клоунам: "Все! Теперь я отвезу вас вместе с вещами туда, откуда вы пришли. Никогда больше не приходите сюда и не беспокойте эту милую даму!"

Я вернулась в дом, чтобы сказать Эдне, что я обо всем позабочусь и ей не о чем беспокоиться. Сообщила, что у меня есть коллега, которая скоро приедет и составит ей компанию (имела ввиду, конечно, нашу сиделку) до приезда племянницы. Эдна была спокойна и благодарна. Она чувствовала себя в безопасности. Эдна больше никогда не жаловалась на клоунов. Наша сиделка тихо и незаметно вернула те яркие вещи в шкаф."

Чему учит эта история?

По мере развития болезни человек нередко теряет способность сознавать, что сам виноват в пропаже вещей. Поскольку больному приходится все больше полагаться на помощь других, он может начать чувствовать себя так, будто ухаживающий получает власть над его жизнью или даже обворовывает его. Самыми вероятными объектами его обвинений становятся члены семьи или сиделка.

Эпизоды паранойи часто сопровождают деменцию и ухаживающему персоналу и родственникам нужно научиться принимать их и работать с ними, а не реагировать на них прямо (например, убеждать, как в случае Эдны, что никаких клоунов нет). Такой подход поможет человеку с деменцией ощутить поддержку и почувствовать себя в безопасности.

Также важно понимать, что человека с особенностями мышления и галлюцинациями не переспорить. попытки разуверить его могут лишь подогреть в нем чувства гнева, тревоги, страха и усилить параноидальные симптомы. Но когда в честном бою не выиграть, нужна военная хитрость. Какими бы нелепыми ни были истории больного или обвинения с его стороны, выслушайте его и поступайте так, как будто вы ему полностью верите. Создайте условия, дающие человеку возможность почувствовать облегчение.

По мнению геронтолога, чем больше прогрессирует болезнь, тем сложнее больному обрабатывать информацию и делать правильные выводы и суждения. Вопросы к больному должны быть максимально простыми, не требующими развернутого ответа. Коротко и ласково, чем короче, тем лучше, меньше слов - больше действий. Не спорьте - соглашайтесь! Общаться с больным деменцией - совсем не то же самое, что с обычным человеком. Даже простой вопрос: "Как дела?" может ввести больного в замешательство. Вместо этого лучше приветствовать больного: "Вы так хорошо сегодня выглядите!" или "Очень рада вас видеть!" Когда я говорила так, реакция отличалась разительно - собеседник реагировал спокойно, не приходя в замешательство. Я взяла себе за правило: с самой первой минуты общения с больным деменцией следует использовать исключительно этот подход".

Сеть частных пансионатов "Забота и уход" в Подмосковье возьмет на себя уход и реабилитацию пожилых людей, в том числе, уход за пациентами с деменцией и болезнью Альцгеймера. +7 (495) 744-34-61