Как управлять международными проектами, если тебе 32 года, зачем Росатому интеграторы, почему в атомной отрасли любому специалисту необходимо фундаментальное образование, рассказал Indiсator.Ru выпускник магистратуры химического факультета МГУ, директор программ по выводу из эксплуатации АО «ТВЭЛ» – отраслевого Интегратора по направлению бизнеса «Вывод из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов и обращение с сопутствующими радиоактивными отходами» Эдуард Никитин.
«Директор программ по выводу из эксплуатации – человек, на плечах которого лежит ответственность за превращение объектов ядерного наследия в экологически безопасные территории. А вам всего 32 года...»
Ставка на молодых перспективных специалистов – целенаправленная политика Топливной компании Росатома «ТВЭЛ». Это исторически не новая практика, и мой случай далеко не единичный. Данное решение руководством было обосновано, и с учетом его ценности для Госкорпорации «Росатом» одобрено. Я рассматриваю его как некий карт-бланш и стараюсь оправдать оказанное доверие. Для этого необходимо детальное понимание специфики каждого объекта и площадки, а также знание современных имеющихся и перспективных технологий. Стараюсь чаще ездить по разным предприятиям, атомным станциям, что требует большого количества времени и энергии, и тут мой возраст мне только на руку.
«Тогда давайте поговорим о вас как о представителе нового поколения управленцев в атомной отрасли. У вас три высших образования – МИФИ, МГИМО, МГУ. И сейчас аспирантура. Это всё действительно было нужно?»
Когда в 2015 году я заканчивал МИФИ, то совершенно не думал, что буду коллекционировать кучу «корочек». Было много предметов, которые учили, потому что надо. А я такой человек – не могу учить, потому что надо. Мне нужно понимать, зачем. И в ходе работы я осознал, что учиться нужно всю жизнь. Например, МИФИ дал мне хорошие знания в области ядерной физики и опыт работы с источниками ионизирующего излучения. Одно дело – рассчитывать сечения в тетрадке, и совсем другое – работать с радиоактивными материалами вживую. Когда ты измеряешь пропускную способность листа бумаги или алюминиевой фольги, в голове действительно начинает складываться понимание, что радиация бывает разной и как разные её виды работают.
На практику пошел в Научно-технический центр по ядерно-радиационной безопасности Ростехнадзора, который занимается вопросами регулирования, экспертизы и научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР). Как эксперт участвовал более чем в 20 экспертизах Ростехнадзора и порядка 10 научно-исследовательских работах в отделе безопасности предприятий ядерного топливного цикла (ЯТЦ), где получил колоссальный опыт. Постепенно меня стала интересовать экономическая сторона завершающей стадии ЯТЦ, особенно международный опыт. Желание лучше разобраться в этом вопросе подтолкнуло меня к поступлению в Международный институт энергетической политики и дипломатии МГИМО. Практику проходил в компании «Техснабэкспорт» – это один из крупнейших мировых поставщиков урановой продукции. Затем коллеги пригласили меня в Топливную компанию «ТВЭЛ», где активно формировался мощный стратегический блок, в котором одним из ключевых направлений являлся вывод из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов (ВЭ ЯРОО) и обращение с радиоактивными отходами (РАО).
В то же время в МГУ при поддержке ТВЭЛ была запущена профильная магистерская программа по управлению проектами в области вывода из эксплуатации, включая обращение с РАО. Во-первых, она международная и проходит на английском языке. Во-вторых, в ней много химии, особенно радиохимии. И, что очень важно, много внимания уделялось управлению проектами – рассматривались реальные сроки, риски, стоимость и юридические вопросы. Фактически, программа МГУ объединила в себе всё, что связано с выводом из эксплуатации – экономику, технику, науку, нормативную документацию. Она очень помогла мне в карьерном плане. Так что ни об одном из образований я не пожалел.
Сейчас в аспирантуре Томского политехнического университета занимаюсь изучением того, как меняются под действием ионизирующего излучения характеристики барьерных материалов, используемых для обеспечения безопасности пунктов захоронения РАО. Эту работу мы ведём на базе совместных лабораторий МГУ и ТПУ и при помощи исследовательского реактора, который стоит там же в Томском политехе.
Полдный материал читайте на сайте «Indicator». https://clck.ru/34LK7E