Найти тему

От гамбургера до диализа. Эпидемия ковида вызвала всплеск болезней почек

521 прочитал
   От гамбургера до диализа. Эпидемия ковида вызвала всплеск болезней почек
От гамбургера до диализа. Эпидемия ковида вызвала всплеск болезней почек

Острые воспалительные заболевания почек быстро выявляются и при своевременном лечении не становятся хроническими. При этом эпидемия ковида вызвала всплеск заболеваемости, в том числе среди молодых. Об этом aif.ru рассказал главный внештатный специалист нефролог Минздрава, профессор Сеченовского университета Евгений Шилов.

Лидия Юдина, aif.ru: — Евгений Михайлович, после коронавируса стало ясно, что болезни почек — проблема огромного числа людей.

Евгений Шилов: — Исследование профильной комиссии при Минздраве показало, что почки оказались катастрофически чувствительны к коронавирусной инфекции. Нефрологические больные составили группу наивысшего риска. Если в группе пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями произошло 10-кратное увеличение смертности, среди больных с сахарным диабетом — 12-кратное, то смертность среди пациентов с болезнями почек выросла в 15 раз. Больные с сердечной патологией и диабетом, заболев ковидом, стали массово поступать в отделения реанимации с острой почечной недостаточностью. Многие из них погибли, а среди тех, кто выжил, резко увеличилось число больных, которым впервые потребовалось применение заместительной почечной терапии (диализ).

Также на фоне ковида проявились болезни почек у молодых пациентов, которые считали себя здоровыми людьми.

— Если почки так отреагировали на ковид, могут ли они так же давать о себе знать после гриппа или ОРВИ?

— К счастью, ковид — это уникальная инфекция. Коронавирус особым образом влияет на клетки иммунной системы, вызывает «цитокиновый шторм», приводит к образованию микротромбов, а главное — после него возникает особое состояние — «постковид», во время которого поражение органов продолжается. Кроме того, пациент длительное время получает непрерывную лекарственную терапию (при этом многие лекарства нефротоксичны). Грипп и ОРВИ проходят быстрее и не требуют столь длительной реабилитации.

Дождик ни при чем

— Большинство людей уверены, что болезни почек возникают только в межсезонье из-за переохлаждения или промокших ног.

— Переохлаждение может вызвать воспалительные почечные болезни — острые нефриты, пиелонефриты и т. д. Они действительно у всех на слуху, поскольку дают острые симптомы (отеки, повышение давления, мочу красного цвета), которые заставляют пациента незамедлительно обратиться к врачу, но при этом быстро и эффективно лечатся и могут не стать хроническими. Первичные хронические нефрологические болезни почек (гломерулонефриты, системные аутоиммунные заболевания, амилоидоз и т. д.) — не самая значительная часть в общей массе нефрологических заболеваний.

Главная проблема нефрологов — хроническая болезнь почек (ХБП) — не связана ни с сезонами, ни с переохлаждением. По прогнозам специалистов, в ближайшие 5 лет ХБП станет пятой причиной смерти (в США она уже сейчас на 7-м месте). Если не говорить о нештатных ситуациях типа ковида, эта болезнь развивается годами и никак не проявляет себя. Поэтому нередко обнаруживается у молодых людей, которые считали себя совершенно здоровыми.

— Как же она возникает?

— Возьмем, к примеру, молодого, внешне здорового человека, который горит на работе, вроде бы придерживается здорового образа жизни — ходит в спортзал, в парилку, при этом пьет пиво, курит, перекусывает фастфудом (гамбургеры, сладкие напитки). А это самая нездоровая еда, которую только можно представить — с избытком соли, сахара и усилителями вкуса. Регулярное употребление любых сладких газированных напитков — «Кока-колы», «Тархуна», «Байкала» — практически гарантирует сахарный диабет (в одном стакане таких напитков — около 6 ложек сахара). Ничем не лучше свежевыжатые соки. Организм не чувствует разницу между фруктозой или глюкозой — для него и то и другое — быстроусвояемый сахар. Если из сырых продуктов сахар всасывается медленно (он защищен клеточной растительной оболочкой), то фруктоза из сока всасывается в кровоток моментально.

Баня и сауна чреваты обезвоживанием организма, которое приводит к резкому повышению мочевой кислоты. А если после парилки выпить спиртного и перекусить мясной нарезкой (в которой много уратов — мочевой кислоты, это такое же зло, как и холестерин), то можно попасть в больницу с почечной коликой.

Угнетают функцию почек прием анальгетиков и нестероидных обезболивающих, которые люди принимают, не задумываясь, по любому поводу.

— Как выявляются нарушения в работе почек у здоровых людей?

— Долгое время у нефрологов не было возможностей для проведения массового скрининга, который крайне важен, учитывая острую нехватку нефрологов. Это одна из самых дефицитных специальностей в медицине (если в России на 100 тыс. населения приходится 56 терапевтов, 19 неврологов, 12 кардиологов, 6 эндокринологов и всего 2 нефролога).

Состояние почек отражают два показателя. Самый ранний маркер хронической болезни почек — повышенный уровень альбумина в моче. Повышенный уровень креатинина говорит уже о нарушении работы почек. Эти два показателя сегодня входят во все виды скринингов, в первую очередь — среди групп риска (пациентов с кардиопатологией, сахарным диабетом, ожирением и пожилых людей).

Лаборатория на дому

— Раньше все виды нефрологических обследований были трудновыполнимы.

— Долгое время для любого обследования действительно требовался суточный сбор мочи. Потом выяснилось, что достаточно посмотреть концентрацию альбумина и креатинина в однократной дозе. Сейчас альбумин/креатининовый тест выполняют практически все лаборатории. Занятые люди могут пройти его дома — с помощью диагностических тест -полосок. Хотя сухая химия считается менее надежной, чем прямое измерение, такой тест позволяет заподозрить проблему. Доступный скрининг отчасти решил проблему ранней диагностики. Нефрологи стали «видеть» своих пациентов — и среди считающихся здоровыми, и из групп риска.

— При этом хроническая болезнь почек остается неизлечимым и неуклонно развивающимся заболеванием.

— Избавиться от развившейся хронической болезни почек действительно невозможно, можно замедлить скорость ее прогрессирования. Но рано или поздно развивается терминальная стадия болезни, при которой единственный способ спасти жизнь больного — заместительная почечная терапия (трансплантация органа, лучший метод лечения, и диализ). В Европе, например, в ряде стран трансплантация проводится 50% пациентов с хронической болезнью почек. В России к такому показателю приближается Москва, где нефрологической службе уделяется большое внимание.

Помимо пересадки, существует лечение гемодиализом («искусственная почка»).

Диализ не лечит, но позволяет заместить часть утраченной функции. Недостаток метода в том, что он «привязывает» человека к клинике. «Золотой стандарт» диализа — 3 процедуры в неделю по 4 часа каждая, — доступен пациентам в больших городах. В отдаленных регионах, где до нефроцентра нужно добираться за 100-300 км, пациенты нередко сокращают длительность, а то и пропускают процедуру, а это равносильно отсутствию лечения.

Перитонеальный диализ (эта процедура выполняется дома самим пациентом) в России получают всего 4-5% пациентов. Это крайне недостаточно. Для отдаленных регионов перитонеальный диализ — единственный доступный выход, который позволяет решить проблемы пациентов.

Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ