Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости канала! Сегодня, как и обещал, мы начнем препарировать процессы, происходящие ныне в различных областях жизни страны, элита которой изо всех сил старается сохранить за собой место глобального гегемона «про все». Начать предлагаю с экономики. Находящейся, по словам Байдена, в прекрасном состоянии после некоей трансформации, проведенной усилиями его команды. Или почти дышащей на ладан, по мнению госпожи Йеллен, возглавляющий местный Минфин.
Джанет Йеллен и налоговый казус
На днях, упомянутая выше дама, вновь отправила в конгресс истерическую записку, повествующую о том, что ее ведомство не сможет выполнять свои обязательства, если зловредные парламентарии не согласуют увеличение потолка госдолга. Предрекая, таким образом, Америке дефолт. Данное заявление можно было бы отнести к разряду ритуальных внутриполитических игрищ, если бы не одно «но».
В предыдущем обращении миссис Джанет указывала совсем иную дату торжественного объявления США несостоятельным должником. Тогда, напомню, речь шла о конце лета ‒начале осени. Что же заставило главную распорядительницу государственными финансами запаниковать и приблизить наступление дня «Х»?
Да элементарная арифметика! Поставившая сановную чиновницу и ее свиту, сводивших квартальный баланс, перед неприятнейшим фактом. Как оказалось, темпы роста дефицита бюджета почти вдвое превысили прогнозируемые показатели ($378 млрд против $193 млрд в первых двух кварталах прошлого года*). Вследствие чего, дыра в казне достигла впечатляющих размеров в $1,1 триллион.
А как может быть по-другому, если затраты по наиболее весомым статьям постоянно растут? Минобороны США, к примеру, допустила перерасход выделенных средств на 8% (плюс $26,95млрд), социалка съела на 10% больше предусмотренного ($62,5 млрд), медицинско-страховая Обама-care обошлась на 12% дороже ($85,6 млрд). Огня добавила и предвыборная инициатива Байдена о списании студенческих кредитов (плюс $92,3 к бюджету Министерства образования).
Однако, далеко не это вызвало головную боль Джанет Йеллен. В конце концов, в Штатах привыкли разбрасываться государственными деньгами направо и налево. Гораздо больше ее огорчил налоговый недобор, выразившийся в 31% снижения поступлений. Было бы еще грустнее, но помог реальный сектор экономики (прежде всего ВПК), предприятия которого заплатили на 10% больше налога на прибыль, чем в прошлом году.
А вот это уже серьезно. Описанный расклад вполне позволяет полагать, что экономика гегемона чувствует себя совсем не так замечательно, как рассказывает мистер Байден. Есть у нее проблемы, причем системные. Оттого и не слишком помогает традиционная милитаристская припарка от депрессионных хворей. Война уже вовсю идет (далеко от берегов Америки, как обычно), а она все хандрит и хандрит. С чего бы это?
Гулять так гулять по-американски
Ответить на вопрос, заданный в конце предыдущего раздела, вполне могла бы мадам Йеллен. Только вот не дождемся мы от нее откровений. Будет молчать как рыба об лед. Поскольку иначе, ей придется собственноручно развенчать базовую догму постиндустриального «сада», гласящую о безусловном примате финансового сектора экономики над реальным.
Между тем, все нынешние американские беды вызваны как раз потрясающим дисбалансом. При котором на долю сферы услуг приходится около 78% ВВП, а на промышленность с сельским хозяйством всего 22%. Поэтому, как только начались проблемы у финансистов, поплыло и все остальное.
Ведь с чего упали-то налоговые поступления? Да ровно с того, что финансовые структуры начали большие деньги терять. Банкротство Silicon Valley Bank и Signature Bank оказалось вовсе не таким безболезненным, как пытались показать госпожа Йеллен и ее патрон из Белого дома. Вполне возможно, они стали лишь первыми костяшками в замысловатой фигуре финансового звездно-полосатого домино. Что пример First Republic Bankдоказывает (14-го номера американского рейтинга, к слову). Тоже обанкротившегося на днях. Как знать, как знать?
Не расскажет мадам Джанет и о том, что неурядицы в финансовой системе, ‒это, собственно, дело рук ее, руководства ФРС и нынешней администрации. Поскольку являются они побочным эффектом от политики перманентного повышения регулятором ключевой ставки, сменивший порочную стратегию количественного смягчения. Теперь, с каждым увеличением коэффициента авуары банков, имеющих в портфелях трежерис, пропорционально уменьшаются.
Когда такие кредитно-финансовые организации фиксируют убытки, на пороге появляется испуганный клиент. Требующий кэш. Потом другой за ним тянется. Через недельку, глядишь, и очередной банк накрылся. После чего ведомству Джанет Йеллен приходится искать покупателя на активы разорившейся конторы и внепланово тратиться на компенсации по незастрахованным депозитам (в случае с SVB иSB Минфину пришлось раскошелиться на $29 млрд).
Ладно бы еще, повышение ставок инфляцию в чувство приводило. Снизилась она, конечно, с 7% в 2021 г. до 5% на сегодня. Только до «трамповских» 1,36% на конец 2020 г. еще ой как далеко. Впрочем, судя по всему, ФРС политику менять не собирается. Хотя и находится на распутье.
Интересно, что манипуляции с процентной ставкой вернулись к миссис Йеллен бумерангом. Ее ведомству повышение индекса ой как аукнулось. Расходы на обслуживание госдолга увеличились сразу на 41%. Вследствие чего, казна США получила от ФРС в текущем финансовом году всего $1 млрд, против $61 млрд годом ранее.
Резюмируя сказанное выше, можно утверждать, что экономическое состояние вашингтонщины за период нахождения у власти администрации Байдена, осязаемо ухудшилось. Все говорит о том, что дело к рецессии идет. Или так только кажется? А Штаты ждет новый экономический подъем?
Кто коренной, кто пристяжной?
Сдается мне, что нового чуда не случится. Скептики скажут ‒«Все ерунда! Пережила же Америка кризис дот-комов а потом еще и ипотечный. То же самое произойдет и на этот раз!». Увы вряд ли. Поскольку, ситуация в мире изменилась кардинально.
Упомянутые кризисы случились в эпоху подъема глобальной экономики. В то время Штаты успешно осваивали российский рынок, все сильнее вовлекали в свою экономическую орбиту Китай. А что происходит сейчас? Да ровно противоположное. Экономики не торопятся разбухать. Та же Поднебесная если и достигнет прогнозируемых 4,5% роста, то в основном за счет сферы услуг. Прогнозы по США далеко не столь оптимистичны. Им пророчат 1,1%, добиться которых будет трудновато.
Положение дел в сфере финансов мы обсудили выше. А что с остальным? А из остального есть только добывающий и высокотехнологичный сектора, да еще ВПК. С последним все в порядке. Будет расти и подтаскивать за собой сопутствующие отрасли. Только этого мало, учитывая дисбаланс американской экономики. Не смогут компенсировать успехи оружейников, проседание сферы услуг. Не поможет американцам чужая война, как это не раз бывало на протяжении недолгой истории страны звездно-полосатого стяга.
Не в силах серьезно повлиять на ситуацию и нефтегазовый комплекс. Он не в убытках. Но, и не развивается. Не хотят сланцевики в увеличение объемов добычи за счет разработки новых месторождений вкладываться за единичными исключениями. Причин тому три:
- Во-первых, перспективы отрасли явно не просматриваются. Поскольку в приоритетах у власти реализация зеленой повестки.
- Во-вторых, стоимость заемных денег возросла. Да еще совершенно непонятно, что дальше будет. А ну как ставку ФРС снижать начнет? Что тогда? Банкротиться?
- В-третьих, вытеснив Российские углеводороды из Европы, американцы думали, что приватизировали элитный рынок. Только вот беда ‒не очень-то премиальным он сегодня выглядит. Европейцы стали экономить. Причем, на энергоемкой промышленности в первую очередь. Спрос упал. А вслед за ним снизились цены. Только вот себестоимость у заокеанского СПГ такова, что при продолжении ценопада, продавать его в ЕС станет невыгодно. Между тем, действительно емкие индийский и китайский рынки постепенно прибирает к рукам Россия. Цену которой, американцы не смогут перебить. Как-то так.
Остается сектор высоких технологий. Может, здесь все в шоколаде? Не думаю. Судя по тому, хотя бы, что до конца года сократился он на 120 тысяч рабочих мест. На подъеме подобное не происходит. Или я не прав? Кстати, обанкротившиеся Silicon Valley Bank и Signature Bank специализировались как раз на финансировании высокотехнологичных стартапов. Вносящих значительный вклад в недавнее процветание данной сферы хозяйствования. Теперь их нет. Что, на мой взгляд, тоже показательно.
Так за счет чего экономике США в бум пускаться? Я вот никаких других драйверов роста в ее недрах не усмотрел. Здесь, скорей, все признаки грядущей стагнации налицо. А вот во что выльется она, пока непонятно. От слова совсем. Ясно одно ‒при всех своих проблемах, экономика вашингтонщины еще очень и очень мощна. В одночасье не рухнет.
И локальная потолочная проблема госпожи Йеллен тоже непременно решится. После торга Байдена и конгрессменов-демократов. Значит, дефолт Штатов нынешним летом произойдет вряд ли. Но, неминуемо случится позже. Поскольку большие проблемы стали возникать у главного инструмента навязывания американской гегемонии ‒доллара. Но, тему эту мы обсудим уже в следующий раз. А сегодня очень хотелось бы узнать, что Вы думаете по поводу изложенного в публикации. Согласны? Имеете другую точку зрения? Пишите, буду ждать.
* финансовый год начинается для федерального правительства США 1 октября.
Если вам понравилось прочитанное – смело ставьте лайк. Комментариям всегда рад. На вопросы обязательно отвечу. Новым и старым подписчикам особый респект. Подписаться на канал можно здесь.