Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:
Витебский вокзал (Царскосельский вокзал). История строительства.
Витебский вокзал. Часть 2. Интерьеры.
В Витебском вокзале были оборудованы Великокняжеские покои. Достоверно неизвестно предназначались ли они исключительно для императорской семьи или это было привилегированное помещение, которым могли пользоваться офицеры, представители аристократических семей или участники свиты императора.
В покои был сделан отдельный вход с улицы. Интерьеры этих помещений были сделаны не в стилистике модерна, а в стиле рококо.
Сейчас здесь находится приемная и кабинет начальника вокзала.
Рядом с Великокняжескими покоями находилась служебная лестница на третий этаж. Там располагались служебная квартира начальника вокзала, квартира сторожа и гостевые комнаты для приезжающих агентов.
Кухня над рестораном тоже была вынесена на третий этаж. Таким образом запах приготовления пищи не разносился по всему вокзалу и не беспокоил пассажиров.
К выходам на платформу ведет световой зал, который связывает помещения всех этажей и дебаркадер вокзала. Световой зал с момента своего создания не изменился.
В годы Советского Союза в световом зале был установлен памятник В.И. Ленину. Сейчас на его месте стоит памятник Францу Герстнеру - инженеру, по проекту которого строилась Царскосельская дорога.
Из светового зала пассажиры попадают на перроны вокзала. Перекрытия над платформой являются крупнейшим образцом железной архитектуры в Санкт-Петербурге. Металлические арки дебаркадеров играют не только декоративную роль, но и функциональную.
На платформе сохранились исторические лифты, с помощью которых перемещался из багажных туннелей на платформу багаж. Исторические лифты на вокзале в наше время не работают. Несколько лифтов для пассажиров бездействуют в залах вокзала.
Здание Императорского павильона
С 1904 года постоянная резиденция Николая II находится в Царском Селе. Из-за этого было необходимостью построить особую железнодорожную ветку, которая соединит столицу России с резиденцией императора. Ей могли пользоваться члены императорской семьи, министры и дипломаты.
До этого Императорским путем было небольшое ответвление дороги от станции “Александровская” к Александровскому дворцу. А вот новый Императорский путь прошел от специально построенного на берегу Введенского канала Царского павильона и шел параллельно путям Царскосельской дороги.
Движение любых поездов, кроме императорских по Царскому пути было запрещено. На каждой стрелке, у каждого моста стоял солдат 1-ого императорского железнодорожного батальона. Военные отвечали за охрану, эксплуатацию и ремонт дороги. Поезда по Императорскому пути двигались очень быстро.
После революции Царский путь был разобран. Оба павильона - на Введенском канале и в Александровском парке сохранились до сих пор.
Царский павильон, в отличие от Витебского вокзала, выполнен в классическом стиле. Планировка Царского павильона очень скромная: вестибюль, зал ожидания, кабинет императора и кабинет императрицы вместе с уборными, свитская (там могли ожидать члены свиты), помещение начальника вокзала, помещение администрации, телеграф и телефон.
Внутренние интерьеры выполнены в стиле модерна.
Зал Ожидания:
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
И обязательно ознакомьтесь:
Музей Железных Дорог России. Куда обязательно стоит сходить в Петербурге. История поездов в России.
Вокзал станции Новый Петергоф (Вокзал в Петергофе)
Витебский вокзал (Царскосельский вокзал). История строительства.