Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:
Витебский вокзал (Царскосельский вокзал). История строительства.
Несмотря на то, что Витебский вокзал был построен в начале XX-ого века, здание сохраняло архаичную систему разделения по классам: были отдельные помещения для первого и второго класса, помещения для третьего класса, а также отдельные помещения для дачных пассажиров (те, кто ехал несколько остановок до ближайших пригородов). Но при этом все пассажиры могли свободно передвигаться по вокзалу.
Исключения составляли только особы императорского рода, у которых был собственный павильон и собственный отдельный подъезд.
В Витебский вокзал было предусмотрено три входа: со стороны Винокурцевского проезда - для дачных пассажиров; вход для пассажиров третьего класса под башней - через него можно было сразу попасть на лестницу, которая ведет на второй этаж; вход для пассажиров первого и второго класса в главном ризалите.
Между вестибюлями первого, второго и третьего класса находятся багажное и кассовое отделение. Это было единое помещение, в котором могли находиться пассажиры разных классов. Здесь пассажиры могли оставить свой багаж, который транспортировался по коридорам, которые размещались под платформой. Помещение сохранилось до наших дней почти без изменений - на месте касс теперь вход, а на месте приема багажа расположились кассы.
Багажные коридоры в наше время либо используются для нужд вокзала, либо стоят заброшенными.
За кассовым и багажным помещением был обустроен световой двор, который связывал различные помещения первого этажа и разные этажи здания. Помещение освещается через световой потолок. В этом коридоре (дворе) сохранилась винтовая чугунная лестница.
В основном, на первом этаже находились технические помещения, кладовые, почта, дежурные, кондуктора и так далее. Пути в Витебском вокзале находятся на втором этаже, поэтому основные помещения для пассажиров находятся там же.
Лестницы на Витебском вокзале существенно отличаются друг от друга: для дачников она более скромная; лестница для третьего класса украшена декором в стиле модерна (деревянные панели, кованые перила); парадная лестница в вестибюле первого и второго класса является доминантой помещения, она украшена мраморными перилами с декоративными бронзовыми вставками.
Высота вестибюль первого и второго класса более 20-ти метров.
Зал освещается естественным светом - дневной свет проходит в него через расположенные по всем стенам витражные окна, которые обращены не только на улицу, но и в зал ресторана, и в зал ожидания третьего класса. Кроме того было предусмотрено электрическое освещение. Светильники выполнены из железа и окрашены в черный цвет.
В простенках между окнами установлены лепные панно, окрашенные под цвет старой бронзы. На них изображения Меркурия и женских головок, декорированных растительным орнаментом. В сенях, которые предшествуют вестибюлю можно увидеть продолжение этой темы - плитка в стиле модерн украшена схожими орнаментами.
Над окнами второго этажа в вестибюле можно увидеть мозаичные панно - на одном расположен Санкт-Петербург, а с противоположной стороны расположен Одесский порт. По Московской-Виндаво-Рыбинской железной дороге можно было доехать до Одессы. Таким образом столица России получала связь с югом и эта связь прослеживалась в оформление главного вестибюля. Мозаики создавались по рисункам художников В. И. Быстренина и С. И. Дудина.
На втором этаже было большое количество служебных помещений: различные конторы, телеграф, канцелярии, но все же большую часть занимали помещения для пассажиров.
Но основные залы были для пассажиров: буфет для пассажиров третьего класса, зал ожидания для пассажиров третьего класса. С вестибюля первого и второго класса можно было попасть в зал ожидания первого и второго класса, который называется Картинным залом. Рядом с ним в полуциркуле расположен ресторан. А через помещения, где находилась уборная и служебная лестница можно было попасть в Парадную комнату.
Сейчас она называется Великокняжескими покоями. Она создавалась для очень важных посетителей вокзала.
Самое большое по площади помещение Витебского вокзала - это зал ожидания пассажиров третьего класса. Оно практически полностью сохранило свою отделку - исчезли подлинные скамейки, но сам декор сохранился.
Рядом с залом ожидания буфетная комната. В ней был очень бедный декор, который дошел до наших дней.
С юга к залам ожидания третьего класса примыкает галерея, сейчас ее отреставрировали. По этой галереи пассажиры третьего класса могли перейти в Картинный зал (зал ожидания для пассажиров первого и второго класса).
Картинный зал соединяется оригинальным порталом с залом ресторана. В советское время зал ресторана по прямому назначению не использовался, в нем было служебное помещение и поэтому портал был зашит. Сейчас интерьер был восстановлен.
В ресторане сохранилась барная стойка 1904 года. По легенде, она была сделана там же, где был сделан буфет ресторана Максим в Париже. Интерьеры ресторана Максим в Париже были созданы к выставке 1900 года и являются одними из первых интерьеров в стиле модерн.
Рядом с барной стойкой находилась дверь, которая вела в небольшой кабинет в мавританском стиле. Писали, что дверь с деревянной резьбой с внутренней стороны была оформлена в ярких цветах с позолотой. К сожалению, интерьер был утрачен, а фотографии не сохранились.
Украшением зала ожидания первого и второго класса служат картины. Они иллюстрируют историю Царскосельской железной дороги. Эти картины были написаны супругами Н. С. Самокишем и Е. П. Самокиш-Судковской.
В Картинном зале стоял механизм для опускания люстры, который был произведен на заводе “Сименс и Гальске” (располагался в Санкт-Петербурге). Витебский вокзал изначально освещался электричеством, в нем не было свечного освещение, а обычно именно их спускают, чтобы зажечь свечи. Но эти механизмы были сделаны с практической целью: так было удобно мыть люстру и менять в ней лампочки.
Зал ожидания пассажиров первого и второго класса ведет в небольшое помещение, в котором располагаются женские и мужские уборные. В этих помещениях сохранились подлинные двери и подлинный декор потолка.
Что находилось в Парадной комнате и как выглядел Императорский павильон можно узнать в нашей следующей статье.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Продолжение:
Витебский вокзал. Часть 3. Интерьеры и здание Императорского павильона.
И обязательно ознакомьтесь:
Музей Железных Дорог России. Куда обязательно стоит сходить в Петербурге. История поездов в России.
Вокзал станции Новый Петергоф (Вокзал в Петергофе)