Найти тему

Штрихкодирование: зачем используется и с чего начать внедрение

Оглавление

Сегодня система штрихкодирования товаров и других предметов повсеместно используется во всем мире. Этикетка со штрихкодом, нанесенная на упаковку продукта, содержит в себе информацию об этом продукте, о его производителе, технических характеристиках и т.д. Эта информация мгновенно считывается с помощью специальных устройств и оборудования. Такая система не только очень удобна – она порой является просто необходимой.

Законодательство многих стран требует применять обязательную маркировку к некоторым группам товаров. Так, в Российской Федерации обязательной маркировки требует вся алкогольная продукция, табачные изделия, обувь, шины и некоторые другие товары. Список такой продукции постоянно пополняется новыми группами товаров, а к 2024 году планируется ввести обязательную маркировку практически для всех основных товарных групп.

В этой статье мы разберем принцип работы штрихкодов и опишем основные преимущества, которые дает система штрихкодирования товаров. Рассмотрим, где и для чего применяются штрихкоды, а главное – с чего следует начать процесс внедрения этой системы на предприятии.

Система штрихкодирования товаров и других предметов
Система штрихкодирования товаров и других предметов

Проблемы, возникающие при отсутствии штрихкодирования

Если товар на складе или в магазине не промаркирован, то предприятие непременно столкнется с целым рядом проблем и сложностей:

  • возникают ошибки и путаница из-за «человеческого фактора»;
  • низкая скорость выполнения операционных процессов;
  • длительный процесс инвентаризации.

Таким образом, если на предприятии работа ведется с помощью бумажного документооборота, подавляющее большинство операционных процессов проходят крайне медленно. Полная автоматизация учета товаров и применение системы штрихкодирования позволили бы значительно их ускорить. Также стоить отметить, что работники склада или магазина, вынужденные вручную заполнять различные документы, будут регулярно допускать ошибки и описки просто в силу своей загруженности и усталости.

Кроме того, помимо проблем, которые возникают внутри предприятия, из-за отсутствия системы штрихкодирования будет иметь место достаточно низкий уровень клиентского сервиса. Как именно он будет проявляться?

Во-первых, в некоторых крупных сетях федерального масштаба действуют строгие правила, просто запрещающие принимать к реализации определенные товары без маркировки. Во-вторых, даже при отсутствии прямого запрета на реализацию немаркированных товаров торговая сеть обычно предпочитает иметь дело с тем поставщиком, который использует маркировку товаров просто потому, что это намного быстрее и проще.

Вывод из всего вышесказанного очень прост: предприятие, не применяющее штрихкодирование товаров, всегда будет в менее выгодной для себя позиции по сравнению с теми компаниями, которые эту технологию внедрили и активно используют. Оно теряет долю потенциальных продаж и часть клиентов, что приводит к недополучению прибыли.

Предприятие, не применяющее штрихкодирование товаров, всегда будет в менее выгодной для себя позиции
Предприятие, не применяющее штрихкодирование товаров, всегда будет в менее выгодной для себя позиции

Какие преимущества дает использование штрихкодов?

Для повышения грузооборачиваемости склада и эффективности его работы оптимальным решением будет автоматизация его деятельности и внедрение системы штрихкодирования. Штрихкоды можно применять на всех этапах движения товаров как на самом складе, так и за его пределами. Это позволяет обеспечить:

  • прозрачность учета материальных потоков;
  • контроль за выполненными операциями;
  • ускорение процесса инвентаризации;
  • повышение скорости и точности выполняемых работ.

Важно отметить, что после внедрения штрихкодирования количество ошибок, допускаемых в процессе операционной деятельности, резко сократится или даже полностью исчезнет. Это связано с тем, что ручной труд по заполнению документации будет исключен. Необходимая информация о товаре содержится в штрихкоде и считывается с помощью специального оборудования. А для перемещения товаров, отгрузки и внутренних складских операций используется система адресного хранения, которая подразумевает маркировку штрихкодами ячеек и стеллажей.

Используя штрихкоды, можно проследить движение товара по всей цепочке поставок: производитель – склад – дистрибьютор – покупатель. Любые вопросы или претензии к товару (брак, контрафакт и т.д.), которые возникли на каком-либо этапе, можно решить, определив по штрихкоду, кто является его производителем или импортером и где находится вся партия данного товара. Такая система отслеживания повышает уровень доверия покупателя к продавцу, а самого продавца – к поставщику товара с маркировкой.

Скорость приемки и идентификации маркированного товара значительно возрастает, что приводит к повышению лояльности со стороны контрагентов. Штрихкод на упаковке товара говорит о том, что его производитель или поставщик отвечает за качество этой продукции. Это является еще одним преимуществом в конкурентной борьбе с компаниями, не использующими систему штрихкодирования.

Отдельно стоит отметить то, что инвентаризация маркированных товаров становится очень простой и быстрой. Это обусловлено тем, что процесс инвентаризации с помощью штрихкодов сводится только к трем действиям:

  1. Сканирование штрихкода места хранения.
  2. Сканирование штрихкода товара.
  3. Ввод информации о фактическом количестве.
Инвентаризация маркированных товаров становится очень простой и быстрой
Инвентаризация маркированных товаров становится очень простой и быстрой

Штрихкод – что это такое?

По внешнему виду штрихкод – это небольшое изображение, состоящее из черных и белых параллельных полос разной толщины или из геометрических фигур. Изображение на штрихкоде регламентируется стандартами международной системы, в нем должна содержаться определенная информация, которая считывается специальными устройствами – сканерами штрихкодов. Штрихкод можно нанести на упаковку товара, на коробку, в которой находится партия товара, на какой-либо документ, на стеллаж, оборудование и т.д.

Различают 2 основных вида штрихкодов:

  • линейные;
  • двухмерные.

Линейные штрихкоды – это «классические», часто встречаемые штрихкоды, которые используются во всем мире уже десятилетиями. Технология работы с ними хорошо отлажена. Такие штрихкоды дешевы в изготовлении, устойчивы к механическому воздействию (стиранию), но в них вмещается очень мало информации (всего 20-30 символов), что является их главным недостатком.

Двухмерные штрихкоды – это более современные штрихкоды, которые получили широкое распространение в мире в последние лет 10-15. В основном это связано с популярными QR кодами, с которыми сегодня знаком практически каждый обыватель. Этот вид штрихкодов был специально разработан для кодирования больших объемов информации. В один такой код можно вместить несколько страниц печатного текста! Но и у таких штрихкодов есть свои недостатки, главный из которых – небольшая долговечность, т.е. двухмерные штрихкоды малоустойчивы к истиранию. Если повредить даже небольшой участок такого кода, он может стать полностью нерабочим.

В обоих видах штрихкодов можно выделить большое количество типов. Каждый тип имеет свои особенности. Кратко рассмотрим их:

Линейный штрихкод EAN 13
Линейный штрихкод EAN 13

Линейный штрихкод EAN 13 – один из наиболее распространенных в розничных магазинах. Кодирует цифровые данные, состоящие из 13 цифр. Это набор штрихов и пробелов разной ширины.

Линейный штрихкод ITF 14 – кодирует только числовые данные, состоящие из 14 цифр. Обозначает группы одинаковых торговых единиц в транспортных упаковках.

Линейный штрихкод SSCC
Линейный штрихкод SSCC

Линейный штрихкод SSCC – серийный код транспортной упаковки. Используется для идентификации логистических единиц, любой комбинации предметов торговли, упакованных вместе.

Линейный штрихкод Code 128
Линейный штрихкод Code 128

Линейный штрихкод Code 128 – кодирует алфавитно-цифровую комбинацию. Применяется для кодирования содержимого логистических единиц.

Линейный штрихкод DataBar
Линейный штрихкод DataBar

Линейный штрихкод DataBar – символика, обладающая большими возможностями в маркировке продукции. Предназначена, в первую очередь, для сканирования на POS-терминалах.

Двухмерный штрихкод Data Matrix
Двухмерный штрихкод Data Matrix

Двухмерный штрихкод Data Matrix – элементы в форме квадрата, размещенные в прямоугольной или квадратной группе. Данный штрихкод предназначен для кодирования текста или данных других типов.

Двухмерный штрихкод QR Code
Двухмерный штрихкод QR Code

Двухмерный штрихкод QR Code – черные квадраты, расположенные в квадратной сетке на белом фоне. Кодирует алфавитно-цифровую или байтовую информацию.

Правильный алгоритм действий при внедрении штрихкодирования на предприятии

Внедрение системы штрихкодирования на предприятии требует грамотного подхода. Успех этого процесса во многом зависит от первоначального планирования, анализа и подготовки необходимых мероприятий. Рассмотрим последовательный алгоритм действий, которые нужно сделать:

1. Определение сферы деятельности

Использовать штрихкоды можно практически во всех сферах деятельности. Автоматизация складской работы – это лишь один из вариантов. В зависимости от сферы деятельности компании будут поставлены разные цели и задачи, которые должно решить штрихкодирование. Возможны следующие варианты:

  • производство – система штрихкодирования обеспечит прослеживание движения товаров, их учет и идентификацию;
  • транспортировка – в штрихкод записывается необходимый объем информации о транспортируемом грузе, получателе и отправителе;
  • складская логистика – идентификация мест хранения, товарных носителей, товаров, исполнителей, техники, документов;
  • оптовая и розничная торговля – ускорение оформления покупки товара, автоматизация процессов учета, расхода и поступления;
  • документооборот – штрихкод наносится на документацию для быстрого поиска электронного варианта соответствующего документа.

2. Определить, какую информацию будет содержать штрихкод

Это определяется в зависимости от того, для каких целей планируется использование штрихкодов и где именно они будут применяться. Можно выделить 2 варианта:

  1. Маркировка по внутренним правилам компании.
  2. Обязательная цифровая маркировка.

В первом случае вы можете сами решить, какую именно информацию необходимо «зашить» в штрихкод, чтобы автоматизировать тот или иной участок работы. Можно внести туда артикул товара или партии, идентификационный номер производственной линии, дату производства продукции и срок ее хранения. Это может быть любая информация, которая будет полезна внутри предприятия или для ваших клиентов (контрагентов). Нужно хорошо продумать и подготовить список, чтобы в штрихкод не попала лишняя, никому не нужная информация.

В случае, если предприятие работает с товарами, которые подлежат обязательной маркировке, делать это по внутренним правилам предприятия нельзя. Правила обязательной маркировки строго регламентируются законодательством. В нормативных актах четко прописано, какую именно информацию нужно помещать в штрихкод. Т.е. перед началом внедрения системы штрихкодирования необходимо найти эти акты и строго придерживаться стандартов, описанных в них.

В нормативных актах четко прописано, какую именно информацию нужно помещать в штрихкод
В нормативных актах четко прописано, какую именно информацию нужно помещать в штрихкод

3. Определить, на что будет наноситься штрихкод

Этот этап не менее важен, чем предыдущие. На какой физический носитель будет нанесен штрихкод? Это определяется исходя из того, где он будет использоваться и для чего. Основные варианты:

  • единица товара (штука);
  • короб;
  • паллета;
  • места хранения товаров;
  • оборудование;
  • документы.

4. Определиться с типом штрихкода

После того, как будет определено где будет находиться штрихкод, для чего он будет применяться и какая информация будет в нем содержаться, можно определяться с типом штрихкода. Простой пример: нужно организовать товарную идентификацию на конкретном предприятии. Для решения этой задачи прекрасно подойдет линейный штрихкод типа EAN 13 – он надежен и широко распространен. Но для кодировки большого объема информации такой штрихкод не подойдет. В этом случае нужно рассмотреть вариант двухмерного штрихкода.

Важно правильно подобрать тип штрихкода, поскольку каждый из них имеет свою дальность сканирования и определенную эффективность. На большом складе, где для перемещения товаров используется спецтехника (ричтраки), нужно применять штрихкоды, который можно отсканировать автоматически при проезде погрузчика через рамку. В этом случае небольшой по размеру штрихкод, который нужно сканировать с ручного терминала, будет неэффективен. Водителю погрузчика придется каждый раз выходить из транспорта, сканировать штрихкод, а затем садиться обратно. Такая система штрихкодирования не ускорит процесс работы склада, а только замедлит его.

Важно правильно подобрать тип штрихкода
Важно правильно подобрать тип штрихкода

5. Выбор подходящего оборудования и системы автоматизации учета

Это последний этап подготовки перед внедрением системы штрихкодирования. На данном этапе нужно сначала определить, какое оборудование будет использоваться для работы с тем или иным типом штрихкодов, и сколько единиц оборудования понадобится. К такому оборудованию относятся мобильные ТСД (терминалы сбора данных), стационарные сканеры штрихкодов, принтеры для печати этикеток с кодами. Кроме того, для оборудования понадобятся расходные материалы: картриджи для принтеров, этикетки и т.д. Лучше составить список подходящего оборудования и расходников, чтобы иметь возможность подсчитать стоимость их приобретения и технического обслуживания в будущем.

Затем стоит выбрать и посчитать стоимость внедрения на предприятии автоматизированной системы учета товаров. Ведь оборудование не работает само по себе – для его функционирования нужно единая учетная система, которая будет накапливать и обрабатывать информацию, полученную со сканеров. Автоматизированная система, собственно, и ведет учет, а оборудование – это лишь средство сбора и передачи информации.

Грамотный подход к выбору автоматизированной системы – это очень важная задача. Ее нужно решить до внедрения штрихкодирования. Для того чтобы выбрать такую систему, нужно обладать специальными знаниями и опытом, поэтому решение данной задачи практически всегда доверяют профессионалам, которые специализируются на автоматизации различных предприятий и знают функционал и особенности различных автоматизированных систем. Ведь неправильный выбор системы не только замедлит процесс внедрения штрихкодирования, но и приведет к удорожанию всего проекта.

Если на вашем предприятии имеется необходимость использовать штрихкоды, мы рекомендуем воспользоваться услугами специалистов компании «СИТЕК». На нашем счету уже множество успешно завершенных проектов по автоматизации различных сфер бизнеса, производства, логистики, склада и т.д. Многолетний опыт компании позволяет оперативно оценить реальные потребности того или иного предприятия и предложить решение для автоматизации его деятельности. Специалисты компании готовы оказать консультационную поддержку или предложить полный развернутый план внедрения штрихкодирования «под ключ». При работе мы учитываем все предложения и пожелания клиента.