Ограничение скорости на дорогах и скоростных трассах устанавливается правительствами разных стран - это необходимо, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения и снизить аварийность. Но когда появились первые ограничения, с чем они были связаны и какое развитие получили,- рассказываем ниже.
Интересно, но первые ограничения в скорости касались вовсе не автомобилей. В 1861 году в Великобритании появился "Закон о локомотивах", который утвердил запрет на скорость свыше 10 миль в час для поездов. Всего через четыре года эта норма снизилась ещё сильнее, до 4 миль в час вне и 2 миль в час в населённых пунктах. К концу века меры по борьбе с излишней скоростью и улучшению безопасности для пешеходов потребовались и для автомобильного транспорта. Но массовое внедрение ограничений скорости произошло во второй половине XX века, когда на дорогах стало значительно больше автомобилей, и повышенная скорость стала причиной многих аварий.
В апреле и мае 1900 года "Заезд Тысячи Миль", организованный "Автомобильным клубом Великобритании" (предшественник Королевского автомобильного клуба) двигался с максимально разрешенной скоростью 12 миль/ч (19 км/ч).
В разных странах власти устанавливали разные ограничения скорости. Например, в Германии до 1934 года существовали крайне низкие пороговые значения скорости, которые через некоторое время отменились для дорог вне населённых пунктов (включая автобаны) и повысились до 60 км/ч для городских дорог.
Сейчас ограничения скорости также зависят от многих факторов. Например, в США обычно устанавливают ограничение в 55 миль в час (около 88 км/ч) на обычных дорогах, а на скоростных трассах допустимая скорость может быть выше и достигать 70 миль в час (около 113 км/ч) и более. В Европе ограничения скорости обычно более жесткие: на обычных дорогах может быть установлено ограничение в 50 км/ч или меньше, а на скоростных трассах - 120 км/ч. В России этот показатель равен 60 км/ч для обычных дорог и до 130 км/ч для скоростных.
Ограничения скорости также могут быть временными и изменяться в зависимости от погодных условий и даже времени суток. Например, при сильном дожде или гололеде на дорогах максимально допустимая скорость сокращается, чтобы обеспечить безопасность движения. Кстати, на участках дорог, обслуживаемых ОССП, есть табло переменной информации, которые содержат рекомендации по скорости в зависимости от состояния дороги и погодных условий. В целом, ограничения скорости являются неотъемлемой частью безопасности на дорогах, и их соблюдение важно для предотвращения аварий и сохранения жизней людей. Именно это и стало изначально причинной введения подобных запретов в середине XX века.
В Финляндии существует концепция "Intelligent speed adaptation" (ISA), которая использует технологии GPS и картографии для определения допустимой скорости на конкретном участке дороги. Автомобиль, оснащенный системой ISA, автоматически регулирует скорость в соответствии с ограничением на данном участке.
Необычные системы ограничения скорости
Разные страны придумывают свои способы снизить риски на дороге и сократить количество ДТП. Например, в Нидерландах в городе Дефт в 2018 году установили "поэтическую" систему ограничения скорости. Камеры распознают автомобили, которые превышают допустимую скорость, и отображают на табло стихотворение о безопасности на дорогах.
В Швеции на одной из дорог был установлен "звуковой ломоть" (rumble strip), который издает звук музыкальной ноты, когда автомобиль проезжает по нему со скоростью, превышающей допустимую на данном участке. Таким образом власти стараются привлечь внимание водителей к проблеме превышения скорости.
На скоростных дорогах в России также можно увидеть предупреждения о необходимости снизить скорость, а в апреле и мае при проезде по платной дороге автомобилисты получат специальную "напоминалку"-флаер о том, что последствия превышения скорости могут быть плачевными.