Найти тему
Ника Марш

Кавалеры на окладе

Яркая Тереза могла поджечь одним взглядом. Но воспламеняла графиня Гвиччиоли не поленья, а сердца. А супруг совершенно спокойно смотрел на третьего в их союзе. Так было принято – чтобы у знатной дамы имелся постоянный спутник. Причем мужья подбирали их сами.

полотно Эжена де Блааса
полотно Эжена де Блааса

В XIII-XVI веках знатная итальянская женщина не имела права появляться на улице без сопровождения. Незамужняя девушка выходила с родственниками, прислужницами или няней. Компанию даме составляла горничная, брат ее мужа, пожилая наперсница или старшая сестра. Поодиночке не передвигались! Во-первых, это было опасно (случаи кражи с целью выкупа или женитьбы периодически встречались), во-вторых, это было признаком хорошего тона. И высокого положения.

В восемнадцатом столетии сопровождение дамы стало более… элегантным. Считалось, что оградить женщину от ненужных сплетен и подозрений может надежный человек. Мужчина. Тот, которого подбирал ее же собственный муж. Назывались такие одобренные кавалеры чичисбеями.

Мы знаем, добродетель Дездемоны
От клеветы бедняжку не спасла.
До наших дней от Рима до Вероны
Случаются подобные дела.
Но изменились нравы и законы,
Не станет муж душить жену со зла
(тем более – красотку!) коль за нею
Ходить как тень угодно чичисбею.
(Д.Г. Байрон «Беппо»)
полотно М.Волькарта
полотно М.Волькарта

Чичисбеи гарантировали респектабельность дамы. Они внимательно следили за ней, докладывали супругу обо всех передвижениях, были одновременно и компанией, и телохранителями. Каждый чичисбей носил при себе оружие, у него было право входить в покои женщины по ее зову. Он сопровождал аристократку в церковь и в гости, к родным и к портнихе…

Обычно чичисбей был старше дамы, прекрасно воспитан и образован (подбирали их из числа обедневших дворян, готовых верно служить за хорошую плату), он владел светскими манерами и мог поддержать разговор на любую тему. Неразговорчивых, обладающих внешними дефектами, слишком суровых или злых на такую должность не брали. Чичисбеи стали настолько рядовым явлением в восемнадцатом столетии, что видеть аристократок без них вскоре стало странно и удивительно. В основном, они сопровождали замужних дам. И гораздо реже их нанимали к девушкам на выданье.

-3

Например, мальтийский рыцарь Джованни Верри служил чичисбеем у дворянки Джулии Беккариа. Восемнадцатилетняя красавица сразу влюбилась в своего «кавалера по найму», но родители моментально отреагировали – выдали девушку замуж. Бедняжка Джулия заливалась слезами, когда шла за сеньора Манцони, сорока шести лет от роду. Она попробовала было замолвить словечко за любимого перед мужем – ведь женщине нужен чичисбей? Но супруг оказался прозорлив. Да и Джованни Верри уже поступил на службу к другой аристократке. Джулия была безутешна.

У маркизы Габриэллы Фалетти служил чичисбеем драматург Витторио Альфьери. Любопытно, что Витторио не был бедным человеком, а родился в семье графа. Он получил превосходное образование, много путешествовал, и стал «кавалером по найму» только из любви к прекрасной замужней Габриэлле. С 1773 по 1775 год этим двоим удавалось сохранять внешние приличия, хотя многие догадывались об истинной подоплеке их отношений.

Тереза Гвиччиоли, портрет работы неизвестного
Тереза Гвиччиоли, портрет работы неизвестного

Да и лорд Байрон отметился в чичисбеях! Он взялся сопровождать графиню Терезу Гвиччиоли – знойную красавицу, от которой сходила с ума вся Равенна. В семнадцать лет Терезу выдали замуж за сорокалетнего графа, но молодая женщина не собиралась всю жизнь проводить подле нелюбимого. Встретив Байрона, она подала на развод. Папа Римский согласился расторгнуть брак, если Тереза вернется к родителям. В 1820-м году все документы были подписаны… Но красавица нарушила обещание, она осталась с Байроном вплоть до 1823 года. К слову, она прожила долгую и бурную жизнь, и еще успела побывать замужем.

«Нравы тут куда хуже, чем во Франции, - с возмущением писал наш соотечественник, Денис Фонвизин, - здесь день свадьбы есть день развода. Как скоро девушка вышла замуж, тут же надобно непременно выбрать ей кавалера, который с утра и до ночи ни на минуту ее не оставляет».

Нужно признать, что Фонвизин был прав. Таких историй, как с Байроном и графиней Гвиччиоли становилось все больше и больше. Какая уж тут респектабельность и честь дамы! Все выходило с точностью до наоборот... Так что постепенно от чичисбеев стали отказываться.

полотно Ф.Брюнери
полотно Ф.Брюнери

Мужья были не против только поначалу, ведь задумка была неплохой – пока они заняты делами, находятся в разъездах, больны или им просто не хочется идти на очередной бал, у их жен появляется компания. На самых законных основаниях. Чичисбей на окладе задумывался, как гарант чести. А получилось совсем иначе.

Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!

Лайки помогают развитию канала!