Господин в шляпе с добрым взглядом был великим немецким математиком. Еще он был слегка рассеянным человеком и боялся летать на самолете. Маленькие слабости.
В 1900 году на международном математическом конгрессе в Париже Гильберт сделал доклад о 23 нерешенных проблем математики. Этот знаменитый список Гильберта стал главным для математиков 20 века. Ученый ввел новое пространство, так называемое гильбертово пространство, обобщающее евклидово пространство на бесконечномерные случаи. И еще много чего сделал для разных областей точных наук.
В Первую мировую войну Гильберт критиковал действия немецких властей и армии. На своей принципиальной позиции он оставался до конца войны. За это его уважали. Его не арестовали и не посадили в тюрьму.
По характеру ученый был очень доброжелательным и общительным человеком. И немного рассеянным. Однажды с ним произошел такой случай. У Гильберта было много учеников, среди них один выделялся своими способностями. Он принес профессору доказательство гипотезы Римана, знаменитую нерешенную проблему. Гильберт разбирался в доказательстве, не сразу, но нашел ошибку в расчетах. Работу оценил.
Жаль, но молодой человек внезапно покинул наш мир. Гильберт был потрясен. Он пришел на похороны, сказал теплые слова родственникам. Потом начал речь о достоинствах и таланте умершего. Вспомнил о гипотезе Римана, которую парень пытался доказать.
А далее, к изумлению присутствующих на траурной церемонии он сказал : " Например, если мы рассмотрим функцию эф от зет, где зет принадлежит полю комплексных чисел..." А далее профессор прочитал лекцию по математическому анализу. Как его остановили, история умалчивает.
Рассказывали, что Гильберт опасался летать на самолете. Однажды профессору нужно было прочесть лекцию коллегам в далеком городе. В письме он сообщил, что в докладе расскажет о доказательстве знаменитой теоремы Ферма. Долетел Гильберт удачно, без происшествий. Лекцию прочитал. Правда о теореме Ферма не было ни слова. Когда его спросили, он признался, что слукавил, на случай, если самолет разобьется. Тогда он бы стал еще более великим. Но справедливый Бог не терпит лжи, поэтому не допустил крушения.
Вот такая маленькая хитрость. Простительно для великого математика, девизом которого было "Мы должны знать. Мы будем знать."
Это и написано на его могильной плите.
Спасибо, что дочитали. Пожалуйста, подпишитесь, поставьте лайк.