Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 5 мая 2023 года по делу № А75-17996/2022
Суть спора: Административный орган обратился в суд с требованием к Обществу о взыскании вреда, причиненного лесам.
Решение суда:
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Административного органа;
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Фабула дела:
На трубопроводе, принадлежавшем Обществу, случился разлив нефти и нефтепродуктов, в результате чего произошло загрязнение земель лесного фонда. В ходе осмотра лесного участка, специализированным органом были отобраны образцы почв. По результатам количественного химического анализа было установлено, что в отобранных образцах почвы наблюдается превышение содержания нефтепродуктов.
Административный орган направил Обществу предложение об оплате ущерба в добровольном порядке. Отсутствие оплаты причиненного вреда лесу, послужило основанием для обращения Административного органа с исковым заявлением в суд.
Общество полагает, что уже произвело возмещение вреда посредством рекультивации лесного участка. Кроме того, в числе мероприятий по рекультивации Общество осуществило сбор и утилизацию загрязненных грунта и древесно-кустарниковой, травянистой растительности, что, по его мнению, является основанием для уменьшения размера возмещения вреда в денежной форме. При этом также спорный участок был исключен из реестра загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов региона.
Правовое обоснование:
1.В пункте 16 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24 июня 2022 г.) (далее – Обзор судебной практики) сформулирована правовая позиция в соответствии с которой основанием для зачета понесенных причинителем вреда затрат на устранение загрязнения в счет уменьшения суммы возмещения вреда в денежной форме является окончание проведения полного комплекса работ по рекультивации загрязненного земельного участка, направленного на восстановление нарушенного состояния окружающей среды.
2.Также суд апелляционной инстанции указал, что согласно товарно-транспортным накладным работы по рекультивации были начаты раньше даты утверждения проекта рекультивации. Указанное противоречит пункту 8 Правил проведения рекультивации и консервации земель (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. № 800) (далее – Правила рекультивации), согласно которому, рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
3.Как пояснил суд апелляционной инстанции, к техническим мероприятиям по рекультивации, согласно проекту, относятся:
- сбор, погрузка и утилизация загрязненного снега, грунта (согласно проекту, мероприятие направлено на снижение концентрации нефтепродуктов в верхних слоях почвы и ускорение процессов физического очищения почвы. Срезка загрязненного грунта производится в связи с очень высоким содержанием нефтепродуктов в верхнем слое почвы);
- сбор и утилизация загрязненной древесно-кустарниковой, травянистой растительности (согласно проекту на момент фактического времени проведения рекультивации может быть выявлена загрязненная нефтепродуктами древесная, кустарниковая и травянистая растительность. В целях подготовки и очистки территории для проведения дальнейших мероприятий по рекультивации выполняется сбор и утилизация загрязненной растительности).
Между тем, в соответствии с пунктом 15 Обзора судебной практики расходы на проведение работ по локализации и ликвидации последствий аварии (разлива нефтесодержащей жидкости) не подлежат учету при определении суммы возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
4.Согласно пунктам 8 и 8(1) Правил рекультивации, рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Работы по локализации и ликвидации разлива не входят в состав ни технического этапа, ни тем более биологического этапа рекультивации, то есть не являются рекультивационными работами. Пунктом 12 Методики определения размера возмещения вреда (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730) возмещение подобных затрат также не предусмотрено.
5.Согласно пункту 1 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2451) под ликвидацией разлива нефти и нефтепродуктов понимается комплекс работ, направленных на локализацию разлива нефти и нефтепродуктов, сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов, прекращение действия характерных опасных факторов, исключение возможности вторичного загрязнения окружающей среды, а также на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь. Локализация разлива нефти и нефтепродуктов представляет собой комплекс мероприятий, направленных на прекращение распространения разлитой или выливающейся нефти (разлитых или выливающихся нефтепродуктов) на поверхности грунта или водного объекта, проводимых путем установки заграждений, проведения земляных работ или использования специальных средств.
6.Таким образом, понесенные лицом затраты на передислокацию спецтехники, локализацию нефтезагрязнения, устройство водоотвода, подготовку участков работ, уборку растительности, устройство проездов, подготовку и вывоз в шламонакопитель загрязненного грунта, включенные в этап технической рекультивации, относятся к процедуре ликвидации последствий загрязнения земель и, не подлежат учету при определении суммы возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
7.Также, суд апелляционной инстанции отметил, что сам по себе факт исключения спорного участки из реестра загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов региона не является безусловным основанием для учета затрат при определении размера вреда, подлежащего возмещению.
Резюме суда:
Мероприятия по сбору и утилизации загрязненных грунта и древесно-кустарниковой, травянистой растительности относятся к работам по ликвидации последствий аварии и не являются этапом рекультивации земель.
При этом расходы, понесенные при проведении таких работ, не подлежат учету при определении суммы возмещения вреда, причиненного окружающей среде. Также рекультивация земель должна осуществляться после согласования и утверждения проекта рекультивации соответствующим органом.