Когда в нашу жизнь вошло понимание, что сын не такой как все (диагноза не было, он появился поздно), из головы никак не выходил вопрос: "Почему?" Какая причина того, что у вполне здоровых, молодых родителей в семье, где все традиционно имеют очень хорошее образование, в ситуации, когда ребенок запланирован, рожден желанным всеми членами большой семьи, почему появляется ребенок с особенностями развития? Наверное, это нормально, задавать такие вопросы себе и врачам. Но ответов не было.
И тогда случился очень важный в моей жизни разговор. Мы с четырех или пятилетним Егором пришли к врачу функциональной диагностики в частный кабинет. Была очередная попытка сделать ЭЭГ. Очередная, потому что для этой процедуры нужно неподвижно сидеть некоторое время. А заставить обычного ребенка сидеть неподвижно, опутанным проводами, сложно, а уж что говорить про особенка!
Доктор надела на голову сына шапочку с электродами и отпустила гулять по кабинету. Сказала, что пусть привыкнет к обстановке.
Она принимала других пациентов, а мы гуляли по кабинету, стараясь не повредить оборудование. В перерывах болтали с врачом об общих вещах, о здоровье детей. Оказалось, что доктор по первой специальности - психиатр.С большим опытом. И я не удержалась. Задала этот самый вопрос "почему". А она мне отвечает: "Да никто вам не ответит. Мы вообще так мало знаем про психику человека! А впрочем, какая разница почему. Что изменит понимание причины? Важнее задать вопрос "Что делать? Что можно изменить, чтоб стало лучше?"
Вроде бы так просто. Но меня эта формулировка заставила серьезно задуматься. В самом деле, в жизни зачастую гораздо важнее знать, что делать. Или, на крайний случай, направление движения. Это результативнее.
Вот так и движемся. От одного достижения до другого. Провалы засчитываем в опыт и стараемся не расстраиваться. Потому что настраиваться потом тяжело.