Найти тему

Тайный покупатель

В прошлой статье затронули тему эффективности и тайных покупателей. Давайте поговорим подробнее об это теме.

Тайный покупатель - человек, которого нанимают, чтобы проверить работу подчиненных. 

Когда работала в автобизнесе, то каждый дилерский центр подвергался двухуровневым проверкам. Что это значит? 

Представительство брендов нанимали тайных покупателей, чтобы проверить работу сотрудников в дилерских сетях. На основе таких проверок автосалон получал баллы. Цель любого дилерского центра - быть №1. Для того, чтобы пройти стороннюю проверку нужно было подготовить сотрудников. Именно поэтому мы нанимали тайных покупателей и подвергали проверке персонал. Требования у наших проверок были на порядок выше, чем у представительств. Мы делали это специально, чтобы персонал был готов к тайным проверкам из вне. Если дилер не проходил проверку, то не получал бонус. Цена вопроса была высока и поэтому нужно было подготовить персонал на 200% к подобным проверкам. У нас были тайные звонки и визиты.

Фото из архива автора
Фото из архива автора

Как правило тайный покупатель оценивает: 

  • качество обслуживания клиентов
  • эффективность продаж
  • знания персонала (насколько хорошо сотрудники ориентируются в товарах и услугах)  
  • соответствие корпоративных стандартам
  • соблюдение чек-листов
  • умение работать со скриптами

У каждого тайного покупателя есть легенда и чек-лист для проверок. 

Вы можете самостоятельно провести тайную закупку, если у вас нет бюджета на привлечение специалиста.

Обязательно нужно поставить цель для чего вы хотите сделать тайную закупку? Что хотите выявить? 

Решите, кто будет в роли тайного покупателя. Если вас не знают, то можно самостоятельно провести закупку. Если вас знают, то в роли тайного покупателя могут выступать ваши знакомые.

Во время тайного звонка или визита важно сделать аудио-, видеозапись и фотоотчет, чтобы зафиксировать процесс.  

Составьте список того, что необходимо проверить:

  • Фасад здания
  • Помещение
  • Ресепшн
  • Внешний вид персонала
  • WC
  • Как проходит консультация, демонстрация товара, тест-драйв
  • Процесс оформления
  • Время обслуживания
  • Дополнительный сервис
  • Допродажи

 

Например, сотрудника вашего ресторана при заказе кофе должны подавать его с конфетами или печеньем, которое идёт в виде комплимента клиентам. И при тайной проверке выясняется, что кофе подают без подарка: конфеты или печенье благополучно исчезают из заказа.

Таких примеров в разных нишах может быть много.

Первые лица компании не всегда знают о том, что на самом деле происходит в их торговых точках. Именно поэтому, чтобы выявить недочёты в работе компании прибегают к такой услуге как тайный покупатель. Она востребована в любых сферах, где есть работа с клиентами. Тайный покупатель поможет вам увидеть реальную картину.

От качества обслуживания клиентов зависит репутация компании и уровень продаж. Тайная закупка позволяет выявить сильные и слабые стороны. Далее вам необходимо наметить план действий по улучшению работы.

В большинстве компаний, которые проводят такие проверки, от результатов зависят премии сотрудников. 

Компания, которая проводит проверку, собирает информацию, систематизирует данные, анализирует их и готовит отчёты.

Компании могут дожидаться инспекций надзорными органами, опрашивать клиентов или регулярно проводить тайные закупки. 

Зачастую проверки по графику от надзорных органов проходят по графику и к ним активно готовятся, поэтому итоги таких проверок не всегда правдивы. Клиенты, как правило, не помнят каких-то нюансов, которые были при обслуживании, поэтому надеяться на их ответы на 100% не стоит.

Метод тайных покупателей лишен этих минусов, так как сотрудники не подозревают о проверке, а тайный покупатель точно знает на что ему нужно обратить внимание при звонке или визите. Такой контроль компаниям обходится дешевле и позволяет получить достоверную информацию с фото- и видеодоказательствами.