Найти тему
Из жизни инженера

Записки риск-инженера. Человеческий фактор

Давайте поговорим о человеческом факторе. Причем в это вопросе есть два противоположных участника. Первый из них – это сам риск-инженер и второй – это всё на осматриваемом объекте. Давайте начнем с первого – я его хорошо знаю. 😊

Риск-инженер не является инспектором, как многие ожидают от него. Он должен понять предприятие/объект таким, каким он есть на момент осмотра, увидеть возможные риски и рассчитать наиболее вероятные убытки и выдать андеррайтеру перечень рекомендаций, которые, по его мнению, смогут снизить вероятность возможных рисков. Если хотите более простых сравнений, то риск-инженер для предприятий это как врач-терапевт для людей: он вас осмотрит, поставит диагноз, при необходимости выпишет лекарства или направит к специалистам – но он не заставит пить эти лекарства – решение принимаете вы сами.

Требования к риск-инженеру парадоксальные: он должен знать ВСЁ, что априори невозможно. Поэтому часть из нас специализируются на нефтеперерабатывающих объектах, на подземных выработках, на энергетических объектах и на всем остальном. Однако, требование ко всем риск-инженерам сохраняется – иметь понятие обо всем, знать, где можно найти адекватную информацию. Поэтому учиться приходится всю жизнь.

Кроме технической информации необходимо знать географию, быть физически крепким (так как по большому заводу во время осмотра можно пройти десятки километров за день), быть психологически устойчивым и после перелета быть готовым к проведению осмотра.

Объекты, как и люди, бывают совершенно разные. Казалось, в наш век электроники чего проще: собрал информацию где только можно на просторах интернета, и половина работы сделана. Но, чаще всего, мнение интернета не совсем правдиво. Поэтому до посещения объекта в интернете я обычно смотрю только, где он находится, как до него добраться и особенности технологического процесса (если это предприятие, а не магазин или гостиница).

Мне кажется, что риск-инженер должен, вернее, обязан приехать на объект с хорошим настроением и без предубеждения. Поэтому, когда я еду туда (это может быть и поезд, и самолет) я самое доброе создание – в этот момент меня очень трудно вывести из себя.

Давайте я подчеркну еще раз: посещая объект, риск-инженер должен понять, а не проверить его.

Иногда решения по строительству, по технологии вначале выглядят очень странно. Исходим из того, что невозможно знать всё (это я о себе и коллегах) и люди, чаще всего, не хотят вреда себе и своему бизнесу, поэтому надо понять почему это сделано именно так и что это дает.

В разных странах думают совершенно по-разному. Что там говорить о странах – в разных городах России думают неодинаково. Пример? Взять пожарные рукава. Их везде воруют, я думаю, с этим вы не будете спорить. Но для чего? Лет пятнадцать тому назад это выглядело так:

В Москве из пожарных рукавов делали качели или тарзанки.

В одном из крупных городов Поволжья были уверены, что сети из пожарных рукавов – это просто удача на рыбалке. И были целые бригады, которые расплетали пожарные рукава и плели из них рыболовные сети.

Еще в одном из городов из пожарных рукавов любили делать подметки для валенок/тапочек.

Сейчас, по крайней мере в Москве, вопрос вроде бы решен – новые качели неубиваемые, и поэтому тащить пожарные рукава для этих целей ни к чему.

Или другой пример - два снимка ниже - два решения одной и той же проблемы: как расположить противопожарное оборудование на виду, но, чтобы оно вписывалось в интерьер

-2
-3

Оба решения имеют место жить, с точки зрения риск-инженера, если не нарушен температурный режим хранения огнетушителей и они прошли поверку.

Да, у нас есть специальная литература, которая разбирает «опасные места» того или иного производства, но и эта литература писалась людьми, которые что-то не учли или не знают. Но, практика показывает, что глупость/незнание может быть настолько огромны и неожиданны, что надо быть готовым увидеть их в любом месте.

Во время осмотра идет очень большой поток информации, который надо запомнить и записать, отфотографировать (если разрешат).

Но, в принципе, осмотр - это всего около трети от всей работы и это интересно: здания, производство, люди – поверьте, это очень интересно и за 30 лет моей работы моя работа мне не надоела.

А на написание отчета и расчета возможных убытков уйдет раза в три-четыре больше, чем потрачено на осмотр.

Этот отчет станет основой для работы андеррайтерам. Чаще всего это экономисты, а не инженеры. У них есть свои оценки состояния объекта. После их работы определяется полная степень надежности объекта. Почему так сложно? Страховая компания страхуется от неправильных действий сотрудников.

Риск-инженер никогда точно не знает, на что ориентируется андеррайтер – он не может повлиять на уровень ставки. А андеррайтер, в свою очередь, почти никогда не бывает на объектах. Поэтому, если риск-инженеру нагрубили (бывает такое) во время осмотра или он просто без настроения делал свою работу (скажем так), то написание отчета сглаживает его «индивидуальное видение». Андеррайтер, воспринимая объект через отчет, еще больше убирает эмоции.

В некоторых компаниях у риск-инженеров есть право отказаться от поддержки объекта без объяснения причин. То есть ты просто говоришь, что за этот объект ты не несешь ответственности = не берешь риск на себя. Таким правом я воспользовался всего два раза за всё время работы.

Если я пришел на предприятие и вижу, что всё готово к большой краже, и я не могу об этом сказать руководству предприятия (я не знаю как оно к этому относится). Я не могу также и тыркать пальцем: мол они будут воровать, – я не следователь и просто могу ошибаться.

В таком случает решение остается за андеррайтером, но без инженера.

С уважением,

Как объясняет Дзен, алгоритм сейчас настроен так, что без Ваших лайков и комментариев статья не будет показываться в ленте.

Для помощи каналу: карта YooMoney 4048 4150 2131 6829

Скажу честно: ваша помощь побуждает работать веселее.

Если подпишетесь, то Вы всегда будете в курсе новых публикаций.

Если поделитесь в ВК или еще где-либо, то совсем будет хорошо.

Читать дальше >>>>

<<<< Предыдущий