Каждый новый вид оружия в своем развитии, как правило, проходит определенный путь, на котором есть и первые неудачи и разочарования, и первые успехи и результаты. Вероятно будет и "пик" его применения с великолепным итогом, за которым часто следует некоторая стагнация, а иногда и забвение, по мере создания и повышения эффективности средств противодействия. Появление бомбических пушек было локализовано применением брони на корабля, развитие авиации - потребовало создания средств ПВО, а появление подводных лодок - противолодочных средств. И если затронуть результативность именно подводных лодок, то как бы не странным казалось (с учетом уровня технического прогресса в развитии субмарин), то этот "пик" пришелся на Первую мировую. Здесь мы имеем ввиду не общий уровень потерь флотов, а именно индивидуальные достижения.
Кому то может показаться странным, но именно во время Первой Мировой войны подводные лодки имели несравнимо более выгодные условия для действий против судоходства, чем во время Второй Мировой. Все дело в несовершенстве противолодочных средств, да и авиация (достаточно эффективное средство ПЛО) только в самый последний период военных действий достигла такой степени развития, что стала реально угрожать вражеским субмаринам. Существенным было и то, что множество небольших пароходов и парусников не имели радиостанций и в случае атаки даже не могли предупредить находящиеся рядом суда о грозящей опасности, и подводная лодка могла продолжать действовать в том же районе.
Так, 3 ноября 1915 г, германская U38 потопила пароход «Кальвадос» с целым батальоном пехоты на борту, но радио не имел даже воинский транспорт. Особенно все упомянутые факторы относились к Средиземному морю, поэтому неслучайно немецкие и австрийские подводники успешно использовали палубную артиллерию в 1914-1918 годах и добились такого количества побед, к которому во Второй Мировой войне никто не смог приблизиться. Среди всех лодок средиземноморской эскадры выделялась немецкая U35. В августе 1915 г. она совершила переход на Средиземное море из Германии под командой капитан-лейтенанта Вальдемара Копхамеля (потопивший на этой субмарине 36 судов и кораблей противника), в будущем командира соединения немецких подводных лодок на Средиземном море. Именно это лодке суждено было стать самой результативной в мире по итогам двух Мировых войн.
В ноябре 1915 г. командование кораблем принял капитан –лейтенант Лотар фон Арно де ля Перьер, немец французского происхождения. Перьер встретил войну в должности адъютанта начальника Морского генерального штаба адмирала Поля. Возможно, это помогло ему добиться одному из первых на флоте перевооружения лодки с 88-мм на 105-мм орудие и получить в экипаж корабля призового артиллериста-наводчика из состава «Флота Открытого Моря», что несомненно, повысило эффективность артиллерийского огня U35 и увеличить общий результат ее действий. Конечно, это только предположение, но оно имеет под собой некие основания, кто знает какие у Лотара были знакомства,ведь он начинал свою карьеру на линейных кораблях. А вот специалистом по торпедному вооружению, видимо он стал чуть позже когда в 1911—1913 годах Лотар занимал должность минного офицера на лёгком крейсере «Эмден».
В должности командира лодки капитан-лейтенант Перьер с ноября 1915 по март 1918 года совершил 15 боевых походов и добился выдающегося результата: 189 побед (446 708 брт) и два шлюпа: английский «Примула» и французский «Ригель».
Среди походов подводного аса один оказался особенно «продуктивным», и он остался результативнейшим походом подводной лодки в истории войны на море. Это был шестой патруль капитан-лейтенанта с 26 июля по 20 августа 1916 г.
Для справки: подводная лодка U-35 вступила в строй 3 ноября 1914 года; принадлежала к типу U31 (U-31 - U-41) Лодки данного типа имели: водоизмещение 685/878 т (надводное/подводное); мощность дизелей - 2 х925, электромоторов - 2х600 л.с., что обеспечивало скорость до 16,4 /9,7 узла. Дальность плавания - 8790 (8) /80(5) миль; предельная глубина погружения - 50 м. Вооружение: 1х88-мм пушки (в 1916 сменили на 1x105-мм) и 4х500-мм торпедных аппаратов (2 носовых и 2 кормовых); запас торпед – 6 торпед. Экипаж - 35 человек (из них 4 офицера).
Подводная лодка Перьера двигалась вдоль побережья Тирренского моря и уже через день после выхода, 28 июля была встречена первая жертва (потоплена артиллерийским огнем?) - итальянский пароход «Дандоло» (4977 брт). Еще через день, 30 июля на дно пошли 3 английских парохода и тунисская шхуна, дальше победы следовали одна за другой, корабельная пушка стреляла непрестанно и без промаха с 31 июля по 18 августа, только один день оказался «пустым», а особенно удачным выпал понедельник, 14 августа. В проливе между островами Корсика и Эльба лодка натолкнулась на целую флотилию итальянских парусных шхун и точным огнем послала их на дно, туда же отправился встреченный пароход. Ни до, ни после этого случая никакой субмарине не удавалось добиться 11 побед в день. Хотя общий тоннаж потопленного не велик - около 3000 брт, то есть с пароход среднего водоизмещения, но факт остается фактом.
Для справки: в тот день жертвами U35 стали: шхуны «Эмилия» (319 брт), «Росарио» (188 брт), «Генриетта Б» (176 брт), «Франческа» (161 брт), «Лавиния» (243 брт), пароход «Сан Джованни Батиста» (1966 брт), шхуны «Пансания» (107 брт), «Луис Б»(212 брт), «Ида» (242 брт), «Сан Джузеппе Патриах» (62 брт), «Сан Франческо» (112 брт). Конечно, шхуна водоизмещением 62 брт – не большая цель, но все таки цель!
Вернулась в базу субмарина с небывалым результатом 54 потопленных судна общим водоизмещением 90350 брт (напомним, чтобы считаться асом нужно было, как в Первой, так и во Второй Мировой войне, иметь на своем счету более 100 000 брт, здесь практически «норматив» был почти выполнен за один выход).
Хотя у корабля было впереди еще 9 походов, существенно увеличивших боевой счет, такого результата в одном походе добиться уже не удалось. В знаменитом крейсерстве Перьер израсходовал всего 4(!) торпеды, зато громадное количество снарядов.
Точное количество их неизвестно, в работе Гибсона и Прендергаста «Германская подводная война» указывается цифра 900, но, вероятно, это - преувеличение. Штатный боекомплект лодки - 200 снарядов 4-дюймового калибра, усиленный, возможно, не мог превышать 500 единиц. В дальнейшем транспорты союзников все чаще вооружались артиллерией и переставали служить "живыми мишенями" для призового артиллериста. Повысилось умение и стойкость кораблей охранения.
Так один из двух шлюпов, потопленных U35 – «Примула», дал 1 марта 1916 года перед Порт-Саидом целое сражение лодке. Когда первая торпеда оторвала ему нос, а от второй и третьей он уклонился поворотом, Перьер, удрученный такой неудачей, всплыл, намереваясь решить дело артиллерией, но тут стойкий "цветок" пошел на таран кормой вперед, и срочно потребовалась четвертая торпеда, ставшая финальной, Один небольшой корабль (1250 т, постройки 1916 г., вооружение 1x102, 2x47-мм, длина -81,8 м, ширина -10,2 м, осадка- 2,4 м, скорость хода 16,5 узлов) потребовал столько же торпед, что и рекордное крейсерство.
В литературе по военно-морской истории можно найти воспоминания де ля Перьера о встрече с этим шлюпом: " Наиболее крепким орехом, который нам пришлось раскусить, явился британский охотник за подводными лодками «Примула». Это был небольшой корабль, едва ли достойный торпеды, но положение было такое, что если бы мы не прикончили, его, он прикончил бы нас. Наша торпеда попала ему в нос, и его фок-мачта с треском свалилась вниз. Мы недоуменно смотрели на то, что собирался делать этот корабль. Его машинам был дан задний ход, и «Примула» пошел полным ходом на нас, собираясь таранить лодку кормой. Это был блестящий маневр. «Примула» шел назад с такой скоростью, которая уменьшала давление воды на его разбитую носовую часть, так как иначе он сразу бы потонул. Одновременно он вынуждал нас к обороне. Я выпустил по нему вторую торпеду. «Примула», имея задний ход, развернулся кругом, чтобы избежать попадания. Торпеда прошла мимо, и поврежденный корабль продолжал пытаться таранить нас. «Я тебе покажу», — пробормотал я раздраженно. Выпустил третью торпеду. Но корабль с развороченным носом был увертлив, как угорь. Торпеда снова прошла мимо. Наконец четвертая торпеда попала в цель, и «Примула» затонул. Четыре торпеды для такой маленькой осы — чересчур большая цена. Я не хотел бы больше встречаться ни с какими «Примулами».
Интересно, в начале де ля Перьер не высоко оценивает "Примулу", а в итоге высказывает мнение, что не хотел бы больше с ним встречаться. И тут он прав - ему встретился стандартный эскортный шлюп типа «Флауэр», то есть корабль ПЛО специальной постройки, и подводники как раз, считали эти корабли достойными и опасными противниками, и как видно не зря.
Но дело было не только в противолодочных шлюпах или суднах-ловушках, подключалась и воздушная "составляющая" ПЛО. Все увеличивающееся число аэропланов и дирижаблей хотя и не представляло еще смертельной опасности, но заставляло субмарины уходить под воду и прерывать «охоту». Все эти обстоятельства вели к уменьшению области применения палубной артиллерии подводных лодок, а запас торпед на любой лодке никогда не позволил добиться нескольких десятков побед в одном походе. Во Вторую Мировую войну применение артиллерии стало еще более редким, что сразу же сказалось на результативности субмарин независимо от их национальной принадлежности и таланта командира.
Итак, первый результат в немецком флоте, как сказано, оказался у U35 - 25 походов и 224 победы (539900 брт и 2 шлюпа, 2500 т). Второй результат у U39 - 150 побед (393190 т). Во Вторую Мировую войну лидером Кригсмарине стала U48 - 51 победа (310407 т и 1 шлюп), второй результат (по водоизмещению) у U99 - 37 побед (241523 брт), а по числу побед, правда, вторая позиция -это U124 - 47.
Для сравнения можно привести итоги самых результативных лодок флота США, которые во Второй Мировой войне имели перед собой обширный японский флот. Там лидер - лодка «Тотог» - 26 побед, а в японском флоте I-10 - 15 побед.
Таким образом, итог шестого похода U35 в 1916 года выглядит впечатляюще и на фоне результатов лодок как в Первую, так и Вторую Мировые войны.
По материалам П.В.Боженко.