Во второй половине XI века норманны отвоевали Сицилию у арабов и некоторые области южной Италии у греков. В результате возникло Сицилийское королевство.В XII веке оно стало одним из сильнейших в восточном Средиземноморье, и блеск и роскошь Палермо соперничали со столицей Византийской империи - Константинополем. Оттуда норманнские короли приглашали мастеров, которые украшали мозаиками их дворцы и церкви. Так в Палермо появились мозаики Палатинской капеллы.
На мозаичных панно Палатинской капеллы можно рассмотреть множество интересных деталей . Например на композиции «Крещение Христа» видно,что в воде изображены два человека: один с кувшином,другой с рыбой. Кто же эти загадочные купальщики ?
Человек с кувшином это олицетворение Иордана. Он льет воду из кувшина,что символизирует воды Иордана,возвратившиеся вспять. Юноша с рыбой трактуется неоднозначно. С одной стороны, он был воспринят как персонификация моря. Но существует более убедительная версия. Его изображение может толковаться как олицетворение одного из потоков Иордана.
Также интересно ,почему на левом берегу реки изображена секира рядом с деревом. Иоанн Креститель говорил:
«Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня» (Матф.3:11-12).
Есть такое трактование: секира это Господь, корень дерева - Авраам. Само дерево это потомки Авраама - Иудеи. А что секира лежит уже при корне - это устрашение для Иудеев, не приносящих плода добродетели, что всё готово для скорейшего наказания. Отсекут их от корня и бросят в геенну огненную.
«Палатинская капедла. Палермо. Мозаики пресбитерия» издание «Печатная слобода», 2018. Составление, оформление, макет «Воскресный день». Издательство «Белый город», 2018.