Найти в Дзене
Гарвекс Медиа

Откуда берутся такие цены на бензин? Факты, о которых не догадываются автообыватели

Оглавление

«Я не плачу, просто цены на бензин в глаз попали…»

Стоимость бензина в России, как в народе шутят, взлетает в трёх случаях: когда нефть дорожает, когда нефть дешевеет и когда цены на нефть стабильны. Но не все диванные критики и даже самые рассудительные автолюбители задумываются о том, с чем же связано это стабильно-учащённое подорожание. Посмотрим, из чего складывается стоимость литра топлива?

Больше новостей в нашем телеграм-канале📩

Сквозь тернии к поршням

Всё начинается с добычи нефти — это основная составляющая цены бензина любой марки. Краткий пересказ жизненного пути топлива можете прочесть в нашей статье. Казалось бы, по этой причине в цене литра готового бензина стоимость нефти должна отражаться сильнее всего. На самом же деле, она составляет всего около 10% от цен, которые мы видим на заправках. Этим, кстати, объясняется тот факт, что при снижении стоимости барреля нефти на мировом рынке, российский бензин продолжает дорожать.

Переработка чёрного золота также накладывает свой отпечаток на цене. Готовый продукт нужно транспортировать — это тоже довольно затратный процесс. Комплексная стоимость переработки и перевозки бензина сильно варьируется, но, в среднем, она составляет около 11%. К тому же, нефтедобывающие компании выставляют готовый продукт на продажу с собственной наценкой — около 14%.

-2

Кругом одни налоги!

Да, в сумме мы получаем готовый продукт: покупай, заправляй. Но где еще 65% от его полной стоимости? А вот они: львиную долю составляют налоги (в том числе, на добавочную стоимость) — это около 22% от комплексной цены литра топлива. Кроме того, государство устанавливает собственные акцизы (косвенные налоги) на топливо — ещё плюс 16%. Также нужно заплатить государству НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых, и его доля в общей сумме составляет 11%. В итоге получается, что 49% стоимости литра топлива компаниям, продающим бензин, приходится отдать государству.

-3

Ещё прибавим

Помимо перевозки бензина на заправки, в разных регионах страны тратиться приходится и на содержание самих АЗС. Это ещё плюс ~7% к стоимости топлива. Конечно, автозаправки никогда не забудут и о себе — для них важно обеспечить собственную прибыль, на долю которой приходится 9% от стоимости литра. Конечно, этот показатель может существенно колебаться и в сторону увеличения, и в сторону уменьшения — это зависит от льготных программ, скидок и акционных предложений сетей АЗС.

Диаграмма "Составляющие стоимости 1 л. бензина"
Диаграмма "Составляющие стоимости 1 л. бензина"

Как видите, стоимость литра бензина зависит от множества показателей, и большая часть из них — это налоги и государственные начисления, а вот цена самого продукта поразительно минимальна.

Прогнозы

Нефтеперерабатывающие заводы вот-вот встанут на ежегодные плановые ремонты. Объём предложений снижается → оптовые цены растут → розничные цены растут. Но сейчас из-за введения потолка цен на нефтепродукты из России сократились объёмы экспорта. В стране больше топлива, чем раньше. Вероятно, в первой половине мая цены останутся на прежнем уровне. В среднем по стране:

АИ-92 = 47,2 руб.;

АИ-95 — 51,4 руб.;

АИ-98 — 61,6 руб.;

дизель — 58,2 руб.

Несмотря на то, что с начала года производство бензина выросло на пять процентов, а экспорт увеличился на 40%, топливо дешеветь не планирует. Всё дело в демпферном механизме, который запускается государством для смягчения колебаний цен на бензин и дизель. Даже если они растут, то в рамках инфляции. Как, например, повышение НДПИ и ослабление рубля должны способствовать взлёту цен на топливо, но этого не происходит. Такие вот дела...

Подписывайтесь на наш Дзен и читайте полезные статьи самыми первыми👌🏻