Найти тему
Журнал Автограф

ТОП-10 стартап-трендов, которые станут востребованными в ближайшие годы

Свое дело пытаются открыть десятки и сотни тысяч людей по всей стране в год. Но статистика по-прежнему неумолима: из десяти малых предприятий неудачу терпят восемь. Этому могут послужить и нехватка средств, и отсутствие конкурентных преимуществ. А еще часто молодые бизнесмены игнорируют тренды, которые входят в нашу жизнь, пусть пока робко и могут казаться футуристичными и даже малоприменимыми к текущей жизни.

Но для создания устойчивого и прибыльного бизнеса в будущем, не мешает все-таки изучить тенденции на ближайшие 10 лет, проанализировать проблемы людей, с которыми они уже столкнулись или столкнутся в будущем, чтобы предложить им доступные решения.

Искусственный интеллект и автоматизация

Прямо сейчас искусственный интеллект проводит революцию в ведении бизнеса, а в авангарде этой революции находятся стартапы, которые используют ИИ для разрушения традиционных бизнес-моделей.

Сферы здравоохранения, финансов и производство уже начали ощущать преимущества использования ИИ в автоматизации процессов и принятии более эффективных решений.

Автоматизация роботизированных процессов (RPA) берет на себя такие бизнес-процессы, как интерпретация приложений, обработка транзакций, обработка данных и даже ответы на электронные письма. Если раньше на эту рутинную работу сотрудники тратили свое время, то сегодня они могут полностью сосредоточиться на более творческих и продуктивных задачах.

Так, финансовая платформа искусственного интеллекта Photon Commerce позволяет финтех-компаниям обрабатывать платежи B2B, счета, выписки, контракты и другие документы со сверхчеловеческой скоростью и с высокой точностью.

Viz.Ai сделал платформу для координации медицинской помощи. Благодаря ее внедрению поставщики услуг сэкономили 22,5 минуты на каждого пациента при передаче лечения, а пациенты провели в больнице в среднем на 2,5 дня меньше.

-2

Биотехнологии

Биотехнологическая отрасль в мире уже оценивается в огромные $414 млрд. И это не предел, поскольку анализ ДНК становится все более широко распространенным и продвинутым. К примеру, в последнее десятилетие появились тесты на родословную, позволяющие узнать о своих предках. Предполагается, что вскоре наша ДНК может информировать и о наших будущих действиях.

Биотехнологии позволят получать рекомендации по питанию, разработанные специально с учетом индивидуальной ДНК. Или создавать средства по уходу за кожей с учетом уникальных отпечатков ДНК. В будущем мы будем не просто приспосабливаться к своему генетическому коду, а, скорее всего, мы сможем менять свою ДНК, чтобы она соответствовала нашим текущим целям и образу жизни.

Нанороботы

Никого уже не удивляет, что «умные» браслеты и часы мониторят давление, пульс, температуру. Но чтобы контролировать химический состав крови, выявлять заражение вирусами, определять физические изменения в органах, требуются более сложные технологии.

С этим могут справиться нанороботы, которые вживляют в тело пациента. Первые микрочипы, которые предложили использовать в Агентстве перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США, способны отслеживать состояние крови. Российские ученые создали наночастицы для диагностики рака.

Разработки в этой области –вложение дорогое, доступное на государственном уровне. Что касается бизнеса, для него открывается перспектива применения нанороботов для диагностики и лечения, а именно ввода в организм. Эксперты предполагают, что заработать можно также на рекламе и популяризации технологии.

-3

Web3

Возможно, вы уже не раз слышали понятие «Web 3.0». Из самого названия следует, что это развитие Интернета, то есть его «следующая версия». Логично, что с ее внедрением в обыденную жизнь появятся и Web3-стартапы.

Интернет станет более децентрализованным, чем когда-либо прежде. Это будет означать, что веб-серверы больше не будут контролироваться одним центральным органом. Вместо этого узлы, расположенные в нескольких местах по всему миру, могут облегчить размещение веб-серверов.

Еще одна тенденция, которая ожидается от Web3 — это криптоэкономические стимулы. Стартапы могут использовать криптовалюты для вознаграждения пользователей за выполнение определенных действий в Интернете. Например, веб-пользователи могут быть вознаграждены за поиск, оставленный отзыв или даже просто за просмотр рекламы.

Web3 предлагает веб-разработчикам возможность создавать веб-API, которые могут подключаться к технологиям на основе блокчейна. В результате веб-разработчики могут создавать более сложные веб-приложения, объединяя функции нескольких веб-сайтов в одном приложении. Кроме того, веб-страницам будет проще общаться друг с другом и безопасно обмениваться данными.

Эко-стартапы

Концепция устойчивого финансирования, учитывающая экологическую и социальную отдачи, становится все более популярной в мире. Растет количество как поисковых запросов пользователей, так и инвестиций, направленных на устойчивое развитие «зеленых» стартапов в мире.

В их числе — выпуск альтернативных продуктов. Например, продуктовый стартап Beyond Meat стал популярным благодаря своему гамбургеру на растительной основе, который выглядит, готовится и имеет вкус как говядина. Компания Meati разрабатывает производство цельных кусков мяса из грибного мицелия, Nature’s Fynd – ферментированные продукты с помощью бактерий, NovoNutrients делает белковую муку из водорода и углекислого газа.

Ниша разработки и производства альтернативных продуктов пока свободна. Те, кто рискнет ее занять, будет иметь неоспоримые преимущества в будущем.

-4

Бум «no code»

Сейчас практически все процессы стремятся к упрощению и автоматизации, и веб-разработка с бизнес-аналитикой также не стали исключением. За последние годы «безкодовые» способы создания ИТ-продуктов стали одними из самых трендовых на технологическом рынке, наряду с искусственным интеллектом, VR/AR, блокчейном и т.д.

Эти концепции можно разделись на два основных направления — No-Code, в которую входят конструкторы сайтов, например, Tilda, и Low-Code, которое относится к веб— и мобильной разработке с использованием интерфейса перетаскивания, а не языков программирования и необработанного кода. По сути, эти концепции подразумевают отказ от профессиональных разработчиков, хотя бы частично и в некоторых сферах, а также расширение количества людей, которые могли бы создавать собственный продукт, при этом абсолютно не разбираясь в программировании.

В эту сферу инвестируют огромное количество денег, а количество стартапов, которые разрабатывают платформы для работы с No-Code, увеличивается практически ежедневно. Например, no-сode-стартап Makerpad добился быстрого успеха в качестве обучающей платформы и сообщества для предпринимателей, работающих без кода.
Рынок No-Code-сервисов активно продолжит развиваться и дальше. Помимо увеличения инвестиционной привлекательности этой сферы, все больше людей будут использовать возможности этих технологий на фоне постепенного увеличения снижения входа в сферу программирования.

Совместное потребление

Со времен появления натурального обмена люди делились друг с другом имеющимися благами. С развитием технологий общество вернулось к этой практике — но теперь обмен вещами и услугами не ограничен узким кругом общения конкретного человека, а вырос до масштабов всего мира. Это явление получило название sharing economy — экономика совместного потребления — и вошло в список идей, которые могут захватить будущее.

По сути, это такая социальную модель, где происходит осознанный отказ от частной собственности в пользу собственности коллективной, причем отказ этот связан не с недостатком денег, а с желанием расширить свои возможности.

Знаковые компании новой экономики — Uber и Airbnb. Они пришли на рынок, перевернули его и заработали на этом. К примеру, сервис Airbnb существенно пошатнул традиционную гостиничную индустрию, потому что оказался более дешевым и более уютным вариантом для многих путешественников.

По некоторым прогнозам, в следующем десятилетии концепция экономики совместного потребления будет полностью реализована, поскольку стартапы попытаются распространить свое влияние на другие сектора. А пока есть все шансы занять свое место под «шеринговым» солнцем.

-5

Сервис и удобство

Поскольку мировые лидеры маркетплейсы устанавливают стандарты эффективности доставки и обслуживания клиентов, потребители теперь ожидают лучшего от всех других стартап-компаний.

Удобство и скорость сегодня становятся все более важными для клиентов. Стартапы, развивающие эту тенденцию и ставящие во главу угла удобство клиента, будут процветать.

В качестве успешного примера можно привести стартап компании Lensabl, который предоставляет услуги по замене рецептурных линз онлайн. Их клиенты проходят проверку зрения, не выходя из дома, с помощью онлайн-осмотра глаз.

Скорость становится также основным ценностным предложением. В России довольно быстро свою нишу занял сервис «Самокат», который пообещал за 15 минут привезти на дом необходимые продукты. Его доля на рынке доставки еды в прошлом году достигла 35%. В августе сервис доставил рекордные 10,5 млн заказов.

Персонализация

По данным мировых аналитиков, предложение персонализированных продуктов или услуг может увеличить продажи компании на 10% и более. Сама по себе идея не нова. В 80-х и 90-х годах компания Dell стала пионером прямых продаж компьютеров по индивидуальным заказам.

Персонализация продукции стала интенсивно развиваться с внедрением технологий быстрого производства. Сочетание модели безрецептурных продаж с 3D-печатью позволило сегодня компаниям предлагать практически бесконечное количество вариантов индивидуальных товаров. К примеру, компании UNYQ и Arthesis предлагают «модные» 3D-печатные обтекатели (чехлы) для протезов. А стартап-компания FitMyFoot продает 3D-печатные индивидуальные стельки и сандалии.

Но 3D-печать — не единственный путь к персонализации продукции. Компания L’Oreal запустила бренд персонализированной краски для волос Color&Co. Клиенты могут пройти «цветовой тест» или получить бесплатную 10-минутную видеоконсультацию, чтобы подобрать подходящий оттенок для своих волос. Затем набор с красителем будет доставлен к ним домой.

К слову, эта тенденция выходит за рамки товаров. Появились платформы персонализации веб-сайтов. Эти инструменты персонализируют сайты на основе действий посетителей, их географии или поведения в прошлом.

-6

Wealthtech

Завершает список трендов для стартапов — Wealthtech — цифровые решения, которые помогают управлять клиентам своими инвестициями эффективным и доступным способом

В 2019 году объем активов под управлением на рынке WealthTech достиг $1,5 трлн, а в 2023 году ожидается рост до более чем $6 трлн. Мощное внедрение Wealthtech стало возможно благодаря развитию технологий искусственного интеллекта, аналитики данных и машинного обучения.

Самый известный пример таких решений — робоэдвайзеры или робо-советники, которые создаются на основе математических алгоритмов. В зависимости от ситуации, возраста и целей клиента они помогают с выбором инвестиций, оптимизацией рисков и налогов.

Индустрия Wealthtech-решений выглядит многообещающей. Технологии облегчают доступ к сложным инвестиционным решениям для каждого инвестора.

Текст: Лидия Аристархова, фото: Freepik.