Его «Свободу на баррикадах» убрали из Парижского салона за излишний пафос, а первые полотна и вовсе называли пошлыми и чересчур жестокими. Ко дню рождения Эжена Делакруа познакомимся с его работами разных периодов и отыщем в них признаки французского романтизма.
Пошлость или напоминание о человеческой греховности?
Творческая карьера Делакруа началась с ярких, почти нахальных картин, которые публика сочла слишком жестокими и излишне сексуальными. Эжен Делакруа вообще очень смело выбирал темы. Во Франции существовала строгая академическая система, но художник легко выходил за рамки общепринятых сюжетов. Одним из подобных выпадов против академизма стала «Смерть Сарданапала», которую выставляли в Салоне в 1827–1828 годах.
О ней писали: «Картина буквально кричит, грозит и богохульствует». Делакруа не испугался открытой греховности выбранного сюжета. В его основе — легенда об ассирийском царе, которую художник позаимствовал у Байрона. Согласно ей, царь Сарданапал был распутником, равнодушным к собственному государству. Народ Ассирии восстал против нерадивого правителя.
Чтобы не быть побежденным, Сарданапал решился на самоубийство. На картине изображен как раз момент его последней оргии, во время которой царь приказал убить всех женщин и животных, что его окружали. Сам Делакруа назвал картину предупреждением для тех, кто не стремится к добродетели.
Художник отлично передал динамику героев и выбрал более свободную, чем у академистов, палитру. Но критикам работа не понравилась. И дело было даже не в излишней кровожадности и пошлости — хотя в этом его, конечно, тоже обвиняли. Их смутил хаос на переднем плане и сломанная перспектива. Но какая разница, какие ошибки допустил молодой романтик, если о нем стали говорить, а его полотно вызвало неподкупные человеческие эмоции.
Олицетворение «Свободы, равенства и братства»
Эжен Делакруа был ярким представителем французского романтизма, зародившегося после Великой французской революции конца 18 века. Французы желали получить свободы и республику, а им достались террор и абсолютная власть Бонапарта. Такой поворот показал революционерам-буржуа, что их идеи рационализма не оправдали себя. Новое поколение разочаровалось в разуме и вывело на первый план чувства. Подробнее про романтизм можно почитать в нашем прошлом материале.
Романтический герой всегда готов бросить вызов обществу, он не страшится подвига. Поэтому Эжен Делакруа никак не мог обойти тему очередной французской революции 1830 года, которая происходила на его глазах. Тем более, что он и сам симпатизировал восставшим, которые желали скинуть с престола Карла X. Эта симпатия нашла отражение в самой популярной работе художника «Свобода, ведущая народ» или «Свобода на баррикадах».
Выставленное в 1831 году полотно вызвало у публики восторг, и французские власти приобрели картину для тронного зала Люксембургского дворца. Но очень скоро его оттуда убрали: даже в эпоху Революции оно казалось слишком кричащим и пафосным. Главная героиня картины — персонифицированный образ Французской республики. Ей даже дали имя — Марианна — так называли и саму Францию с 1792 года. У нее обнажены рука и грудь. Хотя трудно представить, чтобы платье так спускалось с плеча в реальности. Это художественное допущение, чтобы показать свободу, бескомпромиссность, смелость.
Композиция картины напоминает «Плот „Медузы“» Теодора Жерико — друга Делакруа и основоположника французского романтизма. Эжен сам позировал для коллеги и вдохновился его по-настоящему романтической работой, отразившей все грани человеческих эмоций. Так вполне академичная треугольная композиция перешла в «Свободу на баррикадах».
Несмотря на то, что картина рассказывает о реальных событиях, Делакруа не стремился к натуралистичности. Пусть революционеры, следующие за Марианной идут вперед по трупам товарищей, эта сцена не выглядит отталкивающе. Реалист конца 19 века раскрыл бы эту тему совсем иначе. Но для романтика главное — героизм и исключительные человеческие качества.
Африканский быт на полотнах француза
Делакруа быстро наскучило амплуа парижского бунтовщика, и он отправился в Алжир и Марокко. Там в поисках нового стиля он сделал множество зарисовок всадников на лошадях, южных женщин и гаремов. На эти темы академисты никогда не писали, поэтому выбор Делакруа казался весьма экзотичным. Даже в России есть «африканские» работы французского романтика: «Марокканец, седлающий коня» в Эрмитаже и несколько гравюр в московском Пушкинском музее.
В этой поездке он посетил алжирского султана, который позволил ему посмотреть на свой гарем. Это почти сакральное место считалось закрытым для чужих глаз, тем более для иностранца. Поэтому Делакруа несказанно повезло. Конечно, такое событие произвело на него огромное впечатление и легло в основу нескольких картин, среди которых «Алжирские женщины в своих комнатах».
На полотне изображены четыре женщины разных национальностей в колоритном алжирском интерьере. Им будто тесно в рамках картины — они ютятся в душных комнатах, наполненных кальянным дымом. Так проходит большая часть их жизни. Хотя героинь нельзя назвать расстроенными или недовольными. Они спокойны и полны смирения.
Свои вариации на «алжирских женщин» Делакруа в свое время создали Матисс, Ренуар и Пикассо. В 2008 году Лувр даже попытался собрать всех «алжирок» в одном зале. Полотно Делакруа венчало эту экспозицию.
Эжен Делакруа — пожалуй, самый яркий французский романтик. Но широкая публика знает его только по «Свободе на баррикадах». А ведь за свою творческую карьеру художник создал немало интересных работ, которые позволили живописи в будущем отступить от непререкаемых основ академизма. Вживую познакомиться с его новаторскими работами можно в петербургском Эрмитаже и московском Пушкинском музее, давним партнером которых выступает Банк ВТБ.