Найти тему
Юрист Ольтян Анна

Возврат некачественного товара: что вам положено и как это работает на практике

Оглавление

Одна женщина приобрела иностранное авто за 3 миллиона рублей, использовала его в течение двух лет, сдала в автосалон и выиграла судебный процесс на сумму 11 миллионов рублей. Это произошло благодаря ее знанию того, сколько денег можно требовать при возврате некачественного товара, даже если дефект был обнаружен спустя годы. Если покупка имеет дефекты или процесс ремонта затянулся, то продавец и производитель могут быть обязаны выплатить гораздо большую сумму, чем вы заплатили. Вот что можно требовать от них.

Стоимость некачественного товара

В каких случаях. Если возвращаете товар с недостатками.

Сколько. Полная стоимость.

Как это работает. Если товар, который был приобретен, имеет недостатки, то его можно вернуть в течение гарантийного срока или срока годности. Если гарантийный срок не установлен, то возврат возможен в разумный срок, но не позднее, чем через два года после получения товара. Например, если у ботинок установлен гарантийный срок в 30 дней, а через неделю после покупки отклеилась подошва, то можно вернуть обувь в магазин и получить обратно всю уплаченную за нее сумму.

Если гарантии нет или она меньше двух лет, а недостатки обнаружились по истечении гарантии и раньше двухлетнего срока, вернуть бракованный товар можно только при одном из условий:

  1. Недостатки появились до передачи товара.
  2. Недостатки появились по причинам, которые возникли до передачи.

Отдельные условия возврата есть для технически сложных товаров: ноутбуков, автомобилей, стиральных машин, видеокамер. Если найдется дефект, деньги можно требовать назад в течение 15 дней после покупки. Если этот срок прошел, вернуть всю сумму можно только в таких случаях:

  1. Недостатки оказались существенными. Например, видеокамера не включается или не сохраняет записи, а устранять это долго и дорого.
  2. Продавец слишком долго устранят недостатки. Например, машину со сломанной коробкой передач должны отремонтировать за 45 дней, а тянут два месяца.
  3. Из-за неоднократного устранения разных недостатков товар нельзя использовать более 30 дней в течение любого года гарантии. Например, холодильник сначала перестал морозить, через полгода потек, потом погас дисплей. За год он пробыл в ремонте больше месяца — это повод потребовать назад деньги, даже если все чинят вовремя.

Как получить. Чтобы получить возврат денег, необходимо составить претензию и вернуть товар. Важно оформить все документы. Если товар является крупногабаритным или имеет вес более 5 кг, продавец должен забрать его за свой счет. Деньги должны быть возвращены в течение 10 дней без каких-либо удержаний из-за снижения стоимости или ухудшения товарного вида. В некоторых случаях может потребоваться проведение экспертизы.

-2

Неустойка за задержку с возвратом денег или ремонтом

В каких случаях. Если продавец или производитель не исполняет ваши требования.

Сколько. 0,5, 1 или 3% за каждый день просрочки — в зависимости от требований.

Как это работает. Если вы требуете отдать деньги за бракованный смартфон, обменять сумку со сломанным замком, починить гидроусилитель руля в машине или предоставить другой холодильник на время ремонта, а продавец или производитель не реагируют или тянут — это повод требовать с них неустойку.

Неустойка не заменяет возврат денег за товар, это дополнительная компенсация вашего дискомфорта.

-3

Если неустойка несоразмерна нарушению, суд может ее уменьшить.

Иногда можно взыскать даже две неустойки за один товар. Например, если сначала магазин не отремонтировал товар, а потом затягивал возврат денег. За каждое требование — своя неустойка, сначала взыскивают одну, потом другую.

А если магазин и с ремонтом затянул, и подменный товар не предоставил, две неустойки можно требовать за один и тот же период.

Как получить. Сначала нужно написать претензию. Если неустойку не заплатят, можно обратиться в суд. По требованиям до 100 000 Р — к мировому судье, если сумма больше — в районный суд. Для исков до 1 000 000 Р госпошлину платить не придется. Если удастся отсудить неустойку, с нее нужно заплатить НДФЛ.

Иногда можно обойтись и без суда. Мы пишем в том числе и об этом. Подпишитесь на рассылку, чтобы узнать, как защищать свои права без судов.

Доплата при удорожании товара

В каких случаях. Если товар подорожал.

Сколько. Разница между ценой покупки и той, за которую товар продается в день возврата денег или на дату решения суда.

Как это работает. Если приходится возвращать товар низкого качества, а такой же или аналогичный товар уже подорожал, можно потребовать не только стоимость покупки, но также компенсацию за увеличение цены. Например, видеокарта была куплена за 10 000 рублей, но через два месяца перестала работать из-за производственного брака. К тому времени такая же видеокарта уже стоила 12 000 рублей. Помимо оплаченной стоимости покупки, магазин должен компенсировать разницу в стоимости из-за увеличения цены, так как за 10 000 рублей такую видеокарту больше не купишь.

Как получить. Процедура остается неизменной: сначала предъявляется претензия, затем вступает в силу судебный порядок. Если товар все еще продается, удорожание может быть подтверждено ценой в магазине. Если товар больше не производится, необходимо сравнить его с аналогом по характеристикам, комплектации, конструкции и свойствам. Покупатель должен доказать разницу в цене. Иногда для этого требуется экспертиза.

Например, машина стоила 335 тысяч рублей. Аналог на день решения суда стоил на 95 тысяч дороже. Автосалон вернет всю сумму с учетом удорожания.

Бывает, что машину купили за 840 тысяч рублей, а компенсация за удорожание составила 250 тысяч. Вместе с неустойкой и штрафом покупатель отсудил у автосалона почти 2 млн рублей.

-4

Скидка за недостатки

В каких случаях. Если решили оставить товар с недостатками себе.

Сколько. Как договоритесь.

Как это работает. Если вам продали товар с дефектами, вы можете не возвращать его, а попросить уценить товар. Фактически это будет означать скидку от стоимости покупки. Юридически это называется соразмерным уменьшением цены. Например, платье стоило 8000 Р. На следующий день после покупки на нем обнаружились отклеившиеся стразы. Сдавать платье не хочется: брак незаметный, платье все равно можно носить. Но вы можете потребовать уменьшения цены - тогда продавец вернет не всю сумму, а часть стоимости. Например, 1000 Р. Это будет как бы компенсация за брак, если вещью все-таки можно пользоваться.

Как получить. Чтобы получить компенсацию, нужно сначала написать претензию, а если ее проигнорируют — пойти в суд. При уменьшении цены в расчет принимается цена товара на момент требования об уценке или на дату решения суда. К тому времени платье может стоить уже 10 000 Р — и уменьшение цены будет больше, чем если бы магазин сразу отдал деньги. Например, не 1000, а 2000 Р.

Возмещение убытков

В каких случаях. Если из-за брака пришлось за что-то платить.

Сколько. Доказанный размер убытков.

Как это работает. Использование некачественного товара может привести к убыткам. Вы не только платите за товар, но и несете дополнительные расходы. Например, если из-за брака в машине сломалась тормозная система, вам придется вызывать эвакуатор и платить за стоянку. Кроме того, вы можете потерять заработок, если использовали эту машину для работы в такси или службе доставки. Расходы на эвакуатор и стоянку являются убытками.

Еще один пример - после покупки и установки кухонного гарнитура вы обнаруживаете, что холодильник не помещается, хотя размеры были указаны заранее. Чтобы установить технику, вам приходится демонтировать шкафы и переносить розетку. Это также является убытком для покупателя. Если бы продавец кухни правильно рассчитал все размеры, лишних трат не возникло бы.

Как получить. Алгоритм такой же: сначала всегда претензия, потом суд. Заранее соберите доказательства убытков. Чем точнее и понятнее будет расчет, тем больше шансов получить деньги. Суд может решить, что компенсировать положено только часть убытков, а остальные не зачтет. Но просите максимум — всю сумму, которую реально потратили или не смогли получить.

Стоимость дополнительного оборудования

В каких случаях. Если на товар, который пришлось вернуть, установили дополнительное оборудование.

Сколько. Полная стоимость этого оборудования.

Как это работает. После покупки товара, покупатель может установить на него дополнительные комплектующие или аксессуары, которые невозможно использовать отдельно. Например, это относится к установке сигнализации или музыки в автомобиль. Позже может выясниться, что в машине имеются существенные недостатки, и автосалон должен вернуть деньги. Однако покупатель получит машину с дополнительным оборудованием, даже если его устанавливал кто-то другой, а не сам продавец. Покупатель не желает оставлять это оборудование себе, так как покупал его для использования в конкретной машине. Кроме стоимости товара, можно требовать возмещения дополнительных расходов. В случае с машиной это могут быть десятки тысяч рублей.

Как получить. Если продавец не хочет возмещать расходы на покупку и установку дополнительного оборудования добровольно, требуйте эту компенсацию через суд. Получиться может не сразу, для надежности используйте аргументы Верховного суда из реальной истории автовладельца. Сам товар при этом нужно вернуть с дополнительным оборудованием. Обязательно фиксируйте, что именно отдаете. А то потом выяснится, что литых дисков не было, коврики и чехлы вы тоже не отдавали.

-5

Компенсация морального вреда

В каких случаях. Если пришлось переживать из-за бракованного товара.

Сколько. По договоренности или на усмотрение суда.

Как это работает. Если покупка товара низкого качества вызвала моральный дискомфорт, то можно потребовать компенсацию. Например, если во время выступления сломался супинатор у туфлей, что привело к конфузу и отмене важного мероприятия, или если купленный в подарок фен не работает, или если новую машину приходится ремонтировать каждый месяц. Это все является признаками морального вреда, так что в случае защиты прав потребителей доказывать такой вред не нужно, поскольку он считается возникающим по умолчанию при продаже бракованного товара. Однако, если есть какие-то доказательства, это может повлиять на сумму возмещения. Но предсказать ее сложно. Она может быть 1000 рублей за порванные брюки, 3000 рублей из-за катышков на дорогом спортивном костюме и 10 000 рублей при покупке бракованного автомобиля. Сумму возмещения могут оставить прежней, а могут снизить в несколько раз.

Как получить. Просите всегда больше. Можно указать и миллион — суд имеет право снизить компенсацию до 500 Р. Сумму морального вреда укажите в претензии, потом — в исковом заявлении.

Штраф за неисполнение требований без суда

В каких случаях. Если продавец не выполнил требования добровольно и деньги пришлось взыскивать через суд.

Сколько. 50% от всех присужденных сумм: стоимости товара, неустойки, компенсации морального вреда, убытков.

Как это работает. Если продавца попросили вернуть деньги, заплатить неустойку и возместить моральный вред, а он отказался, придется добиваться выплат в суде. Но в этом случае можно требовать 50% сверху. Эта мера стимулирует продавцов решать проблемы с выплатами до суда, добровольно.

Например, купили Макбук за 180 тысяч рублей, а он оказался бракованным. Магазин не вернул деньги вовремя и по решению суда должен заплатить цену компьютера, неустойку и еще штраф — 50% сверху.

Как получить. Чтобы получить штраф, необходимо победить в суде. Если окажется, что продавец не обязан вернуть деньги, например, если покупатель сам виноват в недостатках, то компенсации не будет. Чтобы взыскать штраф, необходимо сначала использовать досудебный порядок урегулирования, то есть написать претензию, указав максимальную сумму компенсации. Если сумма не указана в претензии, штраф не начислят. Когда закончатся добровольные выплаты, нужно идти в суд и требовать на 50% больше. Об этом можно упомянуть и в претензии, это хорошо работающий прием, который заставляет магазины решать вопросы без судов. Даже если покупатель не заявил такой штраф в иске, суд все равно должен его взыскать. Иногда сумму уменьшают из-за несоразмерности. Если права потребителя защищали специальные организации, половина штрафа положена им. На судебные расходы штраф не начисляется.

-6

Дополнительные расходы: экспертиза, госпошлина, юристы

В каких случаях. Если пришлось собирать доказательства или судиться.

Сколько. В размере фактических расходов или на усмотрение суда.

Как это работает. Иногда для доказательства наличия и причины недостатков, или чтобы заставить продавца вернуть деньги, приходится заказывать экспертизы, консультироваться с юристами и проходить через суды, что стоит денег. Однако все эти расходы будут возмещены продавцом. Если экспертиза покажет, что недостатки возникли не по вашей вине и необходимо вернуть деньги за товар, то расходы по экспертизе оплачивает продавец. Если вы оплачивали экспертизу, то расходы будут вам возмещены. Если вы наняли юристов и оплатили государственную пошлину для суда, то в случае принятия решения в вашу пользу такие расходы также будут компенсированы.

Как получить. Собирайте доказательства любых расходов: заключайте договоры с экспертами, оценщиками, юристами. Предъявите их к возмещению в претензии или исковом заявлении. Сумма может быть не той, что реально потрачена, а меньше. Например, суд может решить, что 40 000 Р на юристов в споре о возврате смартфона — слишком много. Допустим, обычно это стоит 5000 Р — такую компенсацию и назначат.

Но если вы дошли до суда, то, скорее всего, требуете еще и неустойку со штрафом сверху. Эти суммы могут компенсировать ту часть, что вы переплатили за хорошего юриста.

Если приходится требовать деньги через суд

При защите прав потребителя сначала всегда лучше писать претензию. И только если ваши требования не выполнят, стоит обратиться в суд. По общему правилу досудебный порядок не обязателен, но он тоже работает.

Не бойтесь судов: это реальная возможность получить в разы больше денег. А одного только предупреждения об иске бывает достаточно, чтобы урегулировать денежные вопросы.

Вот план действий на случай суда:

  1. Составьте исковое заявление. Можно взять шаблоны из наших статей или обратиться к юристу. Ответчиком может быть продавец, импортер или производитель — на ваш выбор.
  2. Укажите в заявлении список требований. Просите максимум, включая неустойку, штраф и моральный вред.
  3. Приложите документы с доказательствами: чеки, договоры, заключения эксперта, акты из мастерских, справки.
  4. Дождитесь решения. Мировой судья рассмотрит дело в течение месяца, районный суд — в течение двух. Иногда срок могут продлить.

Решение суда можно обжаловать. Но если все получилось, берите исполнительный лист, несите его в банк ответчика и ждите денег.

Юрист Екатеринбург и онлайн по РФ
Юрист Екатеринбург и онлайн по РФ

Услуги юриста Ольтян Анны:
▶️ Консультация
▶️ Подготовка документов
▶️ Судебное сопровождение
✅ Онлайн по РФ 👉🏻
https://anna-i-zakon.ru/uslugi

💁‍ Я в соцсетях:
✅ ВКонтакте 👉🏻 https://vk.com/anna_i_zakon
✅ Инстаграм 👉🏻
https://www.instagram.com/anna_i_zakon