Всем привет!
Вот эта моя статья на канале - https://dzen.ru/a/ZEEuCIJgGTHFvlfr?share_to=link – вызвала определенный отклик среди читателей. Тема для некоторых оказалась актуальной, скажем так.
Поэтому решил её развить.
И рассказать о правовом регулировании взаимосвязанной ситуации – когда (1) «юридический» отец, то есть внесенный в свидетельство о рождении ребенка внезапно (или не внезапно, бывает по-разному 😉) биологическим отцом не является, и (2) одновременно где-то тот самый биологический отец существует.
Может быть так, согласитесь – и даже, возможно, чаще, чем нам может показаться. Предоставим фантазии читателя свободу самостоятельно нарисовать красочные картины того, что к этой ситуации привело, и сосредоточимся на последствиях, и их правовом регулировании. Кто на что праве претендовать, и какова процедура.
Итак, оспаривание отцовства «юридического отца» возможно только в судебном порядке.
Правом заявить такое требование обладают:
- мать ребенка (женщина подумала-подумала – и поняла, что «другой - лучше» 😐);
- «юридический» отец ребенка (например, внезапно узнал, что «Папа не я» ☹);
- биологического отца (например, тоже узнал внезапно, но со знаком +, что «А папа-то – я!!!» 😊);
- сам ребенок – но по достижении им совершеннолетия (кого-то из родителей замучила совесть или информация «просочилась» случайно, и возникла некоторая путаница с папами).
При этом для реализации именно «юридическим» отцом права на оспаривание собственного отцовства Закон устанавливает следующее ограничение:
- если «юридический» отец не состоял в браке с матерью ребенка, и был внесен в свидетельство о рождении на основании собственного или совместного с матерью заявления в ЗАГС – он не может оспаривать собственное отцовство, если на момент подачи заявления в ЗАГС он знал, что фактический отец – не он. То есть Закон, тем самым, запрещает «юридическому» отцу передумать.
Поскольку данная категория дел – связанных с ребенком и его судьбой – признается законодателем особо социально-значимой, то такое гражданское дело не может быть окончено (1) ни мировым соглашением, (2) ни признанием иска ответчиком – суд должен самостоятельно выяснить и проверить все обстоятельства дела.
Основным доказательством по такого рода делам – как и в случае с установлением отцовства – является заключение судебной молекулярно-генетической экспертизы.
Кроме того, законодатель предусмотрел и ситуацию, направленную против возможных злоупотреблений со стороны матери или биологического отца ребенка. Ну чтобы – знаете – исключить действия мамы из мести (мужу и/или «юридическому отцу» ребенка, «Мол – а отец-то и не ты!!!») или личных неприязненных отношений, а также действия биологического отца, если он вдруг решил «создать сложности» семье по каким-то своим причинам.
В таком случае суд может – приняв во внимание, например наличие длительных семейных отношений, сложившихся между ребенком и лицом, записанным в качестве его отца, устойчивой эмоциональной привязанности ребенка к этому лицу, намерения данного лица продолжать воспитывать этого ребенка и заботиться о нем как о своем собственном ребенке - отказать в иске об оспаривании отцовства, но при наличии трех обязательных условий:
- если одновременно с иском об оспаривании отцовства матерью ребенка не заявлено требования об установлении отцовства в отношении биологического отца ребенка;
- либо такое требование не предъявлено биологическим отцом ребенка;
- и при этом «юридический отец» возражает против удовлетворения иска.
Так что вот. Надеюсь, что описанное в статье к Вам лично никак не относится, но если вдруг 😉 – примите к сведению и возьмите на вооружение. А если остались вопросы – добро пожаловать на личную консультацию 😊