1934 год. В Чукотском море был раздавлен льдами и затонул советский пароход «Челюскин». Один человек погиб. 104 полярника высадилось на льдины. В Москве было принято решение о проведении воздушной спасательной операции. По договорённости с американскими властями отряд советских летчиков прибыл на Аляску. Здесь пилотов ждали закупленные нашим правительством два самолета марки «Флэйстер». В апреле 1934 года в небо поднялся первый международный спасательный экипаж: советский лётчик Сигизмунд Леваневский и американский бортинженер…
- Скажите, мистер, что, на Аляске всегда так холодно или это только нам так повезло? Прямо наша Сибирь!
- Каждый год такая погода, мистер Леваневский! Каждый год! Мы вообще-то не летаем в таких условиях! ...А я, дурак, взял и согласился.
- Мы практически у цели! Всего с десяток километров осталось. Только мне не очень-то нравится, как наш двигатель работает. Постоянные перебои. С ним всё в порядке?
- Американское качество, мистер Леваневский. Самолёт «Флэйстер»! Это хорошая «птичка», поверьте на слово! Обледенение ей нипочём!
- То-то я и гляжу, что мы теряем высоту! Американское качество. Двигатель заглох! Держитесь!
Не долетев до ледового лагеря «челюскинцев» несколько десятков километров, самолёт Леваневского потерял управление и совершил аварийную посадку. Экипаж чудом остался жив. Раненный Сигизмунд Леваневский смог починить разбившуюся рацию и отправить радиограмму на большую землю: «Москва. Кремль. Сталину. Потерпел аварию. Готов к дальнейшему выполнению заданий правительства». Советский лётчик и его американский коллега прекрасно понимали, теперь спасать придется их самих…
- Самолёт «Флэйстер» - хорошая «птичка»! Надо же, плюхнулись на брюхо, и лежим во льдах!
- Вот тебе и денег заработал... Вы что-то сказали, мистер Леваневский?
- Я говорю, глупая ситуация получается. Летели спасать людей, а теперь сами как «челюскинцы». Время уходит! Полярники уже два месяца на льдине дрейфуют, а тут мы ещё! Здрасьте! Вас здесь только и не хватало!
- Мистер Леваневский, я вот что хотел спросить. А может быть так, что про нас забудут?
- Тьфу! Я Вам одно, а Вы мне про другое. Там люди гибнут, понимаете? У нас своих не бросают. Это Вам не Америка!
Возьмите мою куртку, а то продрогли совсем. Да… никудышные из нас спасатели вышли! Нужно выбираться отсюда! Чем быстрее, тем лучше.
Через несколько дней - в апреле 1934 года - экипаж Сигизмунда Леваневского был обнаружен и переправлен на большую землю. Международный спасательный отряд был спасен. Между тем воздушная операция по спасению экипажа парохода «Челюскин» продолжилась. В районе Камчатки в небо поднялись самолёты из отряда старшего лейтенанта Николая Каманина. Пилотам предстояло совершить групповой перелёт протяжённостью около 3000 километров и вывезти из ледового лагеря на материк 72 полярника.
Слушайте программу "Операции спецподразделений" на Радио ЗВЕЗДА